Для обучения на родном языке в Чувашии нет препятствий и заинтересованности

24.02.2016-10:20
Версия для печати

В республике проведено масштабное исследование проблем этнокультурного образования

Выводы экспертов ОНФ о том, что в некоторых регионах страны, включая Чувашию, школьники могут быть лишены возможности получить образование на русском языке, стали полной неожиданностью и для родителей, и для педагогов. Конечно, в республике периодически возникают дискуссии по языковым коллизиям в образовательном процессе, но отнюдь не в таком ракурсе. Тем не менее, «фронтовики» посчитали иначе. Но надо же было так совпасть, что практически накануне столь шокирующего заявления были подведены итоги масштабного исследования  по проблемам этнокультурного образования в Чувашии. Руководитель научной группы, выполнившей столь обстоятельную работу, доктор исторических наук Иван Бойко согласился их прокомментировать для «Правды ПФО».

– Вначале придется напомнить нашим читателям выводы  рабочей группы ОНФ, озвученные ее руководителем Любовью Духаниной. «Закон, гарантирующий любому гражданину РФ право на изучение русского, соблюдается лишь формально. Это приводит к тому, что выпускники школ, в которых отсутствует русская языковая среда, не получают хороших знаний государственного языка РФ, а русские дети, обучающиеся в школах национальных меньшинств, имеют серьезнейшие речевые проблемы, обладая крайне низким лексическим запасом родного языка», – говорится в официальном сообщении. Давайте сразу определимся: на ваш взгляд существует ли в Чувашии реальная опасность для использования русского языка в образовании?

– При всем моем уважении к экспертам ОНФ, вынужден заметить, что проблема высосана из пальца. Возможно, и существуют какие-то нестыковки в законодательстве, но они носят технический характер. Во всяком случае, в ходе недавнего нашего исследования относительно этнокультурного образования никто из респондентов и словом не упомянул об ущемлении русского языка. Если и существуют коллизии, то в отношении национальных языков. Немного статистики. Всего в Чувашии к началу 2014/2015 учебного года функционировали 298 школ с чувашским (в начальных классах), 163 с  русским, 16 с татарским языком обучения, в 3 школах с русским языком обучения изучается мордовский язык. Во всех школах с русским языком обучения, а также в школах, где изучается татарский и мордовский языки, учащиеся 1–9 классов изучают чувашский язык как государственный, учащиеся 10–11 классов – чувашскую литературу на русском языке. Иначе говоря, в «чувашских» селах младшие школьники обучаются на чувашском языке, в последующих классах – на русском, чувашский язык изучается как предмет до 9 класса.

У Духаниной не хватает слов от возмущения 

– Иван Иванович, тогда поясните, о чем спрашивали, кого и зачем?

– Конкретное содержание всех вопросов пересказать в одном интервью просто невозможно. Мы опрашивали  школьников, студентов, родителей, экспертов, и каждой категории были предложены разные анкеты. А всего опросили 630 человек. В качестве экспертов привлекали педагогов, преподавателей вузов, чиновников, ученых, членов ряда национальных организаций, которые придерживаются взглядов, крайне отличных от официальной точки зрения.

В целом отношение к данному опросу было благоприятным. Но об его целях  высказывались разные мнения.  Один из экспертов выразил надежду, что его проведение является показателем заинтересованности властных структур во введении государственных экзаменов по чувашскому языку. Обратная точка зрения у его коллеги: «данная анкета наводит на мысль, что общество готовят к тому, чтобы целенаправленно начать сокращение преподавания и т.п. на национальных языках». Подобная интерпретация опроса была связана и с его масштабами, поскольку экспертам разъяснялось, что он проводится в нескольких российских регионах головным академическим институтом.

– И что же сообщили ваши респонденты?

– Абсолютное большинство экспертов (77,5%), работающих в системе образования, посчитало, что в их школе нет значительных препятствий для преподавания родного  языка. А положительный ответ на данный вопрос дали 9,3% от их числа. Остальные 12,8% работников школ и вузов затруднились ответить определенно, практически каждый седьмой эксперт дал небольшие комментарии по существу данного вопроса.

Часть из них подчеркивает, что особых трудностей нет, имеются учебники, учителя, но иногда не хватает техники. А закон выполняется: «препятствия есть, но небольшие»; «препятствий нет, язык титульной нации изучается»; «создана благоприятная среда для изучения чувашского языка».  В то же время называется проблема родителей и учителей. Например: «дети из чувашских семей приходят в школу, не зная родного языка»; «чувашский язык дальше Канаша  не нужен»; «многие родители против изучения детьми чувашского языка»; «есть проблема – родители детей из начальных классов просят перевести обучение на русский язык»; «многое зависит от преподавателей»; «родители иногда выступают против перегруженности детей»; «в регионе чувашский язык является государственным языком, но многие преподаватели им не владеют». Разные мнения о распределении часов:  «считаю, что в 9 кл. 3 часа чувашского языка много, надо забрать и передать на русский язык»; «но все-таки считаю, что надо увеличить количество часов». Обобщающим можно считать одно из высказываний: «препятствий нет, но внимания достаточного также нет».

Ученые готовы к дискуссиям. Слева – Эктор Алос-и-Фонт (Каталония), справа – социолог Ильин

– А вы уверены, что при подобных вопросах респонденты высказывают собственное мнение, а не озвучивают сентенции, которые понравятся их начальникам?

– Первым проводился опрос учителей чувашского языка, обучавшихся на курсах в институте образования. В ходе знакомства с анкетой у многих из них возникли сомнения по обеспечению анонимности. Мы договорились, что по желанию опрашиваемого будет указываться только тип населенного пункта (село или деревня), или же можно ограничиться наименованием района, из которого они приехали. Из 36 сельских учителей подобное предложение приняли две трети. В анкетах горожан таких проблем не было.

Можно было предполагать, что учителя будут активно комментировать свои ответы, делать критические замечания. Но этого не произошло, свою позицию по затрагиваемым проблемам заявляли лишь отдельные преподаватели, хотя при этом выбирали варианты ответов, которые не соответствовали официальной позиции по проблемам этнокультурного образования, и «просились» быть прокомментированными. Как отметила одна учительница в ходе устной беседы с анкетером, проблемы можно называть, но ответственность за причины их возникновения руководство, скорее всего, возложит на рядовых учителей. Да еще будет говорить о некачественном исполнении своих обязанностей, что, в конечном итоге скажется если не на сохранении места работы, то на различных денежных выплатах.

На уроках обходятся без переводчика

– А как реагировали школьники и студенты на  вопрос об изучении национального языка?

В сумме  нигилистов оказалась почти треть: язык им или совсем не нужен (11,7%), или же необходимо только общее знакомство с ним (19,0%). Только 4,7% ратуют за обучение на национальном языке.

Ожидаемой оказалась разница между учащимися гимназии № 5 и сельских школ. Среди первых 30,0%,  посчитали национальный язык ненужным для себя, 40% полагают, что необходимо только общее знакомство с ним. Остальные высказались за стандартное изучение  языка. В двух сельских школах негативное отношение к «родному» языку высказали 9,8% учащихся, общее знакомство с ним предпочли 5,9%. Более половины (54,9%) отметили вариант в рамках стандартного изучения, углубленный вариант – 19,6% и обучение на нем – 9,8%.

Если вести речь о студентах, то среди них заметные отличия от среднего распределения ответов  имеются в группе филологов, изучающих чувашский язык в педагогическом университете. Среди них 75% высказались за углубленный вариант обучения, 20,0% – за стандартный вариант преподавания и 5,0% – за обучение на национальном языке. В других группах специальностей чаще всего большинство голосов (около 50–60%) набирал вариант, предполагавший стандартную систему обучения.

Бывают экспедиции и в Венецию

Давайте делать резюме: о чем свидетельствуют материалы данного обследования?

– Результаты еще раз показали, что в республике традиционно преобладают спокойные отношения между представителями разных национальностей и конфессий. Задавался респондентам вопрос о негативном  к ним отношении из-за языка, национальной принадлежности, религии в течение последнего года. И 92,2% молодых людей ответили, что подобного напряжения они не испытывали.

В основном положительно или достаточно сдержанно респонденты оценили проективную ситуацию, которая предполагала совместное обучение с мигрантами. К подобной гипотетической перспективе 41,3% молодых людей отнеслись положительно, 5,7% – отрицательно, 52,0% – нейтрально. Комментариев к ответам практически не было.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Комментарии

одни предатели. Зачем нам

одни предатели. Зачем нам Общероссийский народный фронт на нашей территории? Выгнать их всех пинками под зад за волгу и никто больше будоражить межнациональную вражду не будет. Лбщечувашский фронт нам нужен, а не это сборище украинцев.

Правильно отмечено: "проблема

Правильно отмечено: "проблема высосана из пальца".  С одной стороны правильно, ведь "почтенным людям" надо получать зарплату, делать вид, что они получают зарплату не зря. С другой стороны - это повод написать интересную статью А. Белову, тоже получать зарплату. А мы читаем, смотрим и думаем:"о чем спор?"

Г-жа Л.Духанина заявляет, что

Г-жа Л.Духанина заявляет, что "...русские дети, обучающиеся в школах национальных меньшинств, имеют серьезнейшие речевые проблемы, обладая крайне низким лексическим запасом родного языка". Во-первых, хотелось бы узнать, с каких это пор чувашей причислили к нац. меньшинствам? Во-вторых, соглашусь с г-жей Л.Духаниной в части, что "...русские дети...имеют серьезнейшие речевые проблемы, обладая крайне низким запасом родного(надо понимать русского?) языка", НО никак не соглашусь с тем, что в этом "виноват" именно чувашский язык. Не знаю, кто по профессии эта "чиновница", но одно понятно, что истинную причину проблемы она вообще не видит и не там ищет. Причина сложившейся ситуации в том, что дети (как русские, так и чувашские) сегодня очень мало читают, а некоторые практически вообще не читают (кроме выполнения на скорую руку домашнего задания). О классической литературе я вообще стыдливо промолчу. Дети, поголовно "порабощенные" интернетом и всякого рода гаджетами в своей основной массе "зависли" на уровне простой разговорной речи, разбавленной "крутым" молодежным сленгом. А как известно, для примитивного общения достаточно от 400 до 600 слов.  Ситуацию не так то просто изменить, так как КУЛЬТ СЛОВА вытеснен КУЛЬТОМ ДЕНЕГ. Дети это очень хорошо чувствуют. И пока мы с вами не вернем КУЛЬТ СЛОВА, ситуация  будет только ухудшаться. Прошу меня великодушо извинить всех тех, кто придерживается другой точки зрения. Моя точка зрения не обязательно должна совпадать с точкой зрения большинства, я её никому не навязываю, просто решил высказаться. Спасибо. 

Полностью с вами согласен.

Полностью с вами согласен. Проблема высосена из пальца. Сам учился в сельской школе, нас обучали как русскому так и чувашскому языку. Читали мы как русских так и чувашских поэтов и писателей (учили стихотворения, читали книги)... Возможно, гражданка Л.Духанина хочет развязать национальную вражду... ЭТО только ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ... Юрий

А чё причепились к к языку.

А чё причепились к к языку. Проведите опрос кто хочет вообще учиться? И в частности изучать математику, физику, химию, биологию, зоологию и пр. пр.черчению не забудьте. А что детям вдалбивают в их мозг , что чувашский язык никому не нужен - это не секрет это политика. История Чувашии тоже. А Историю России вот это в первую очередь нужно изучать. Просто блеск. а высказывания духониной это шедевр. Чувашский язык мешает хорошо учиться русским детям. Класс!!!! 

Да!!!

Да!!! ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК МЕШАЕТ МОЕМУ СЫНУ УЧИТЬСЯ!!! Лучше бы он вместо чувашского изучал Русский и, хрен с ним, английский!!!   НАХРЕНА НАМ йетотт чувашсукий язык??? В Канаше работать мы не собираемся, мля :((( Только учебное время отнимает!!! Ну, а тем чувашам, кто хочет изучать чувашский язык: , бог, как грится, в помощь - заизучайтесь в доску, разве мы против ;))))

Да на фиг нам вы с вашим

Да на фиг нам вы с вашим дебилом сыном Да работай ты где хочешь.. Да хоть в туалете. Изучай свой язык руссуччий в доску , руки  не намазоль.   

Россия большая,где хочешь там

Россия большая,где хочешь там и учи своему отпрыску,никто не заставляет вам выбирать регион.Экстремисты вы и противники дружбы народов.

Интересно, а чем занимался

Интересно, а чем занимался уважаемый Иван Иванович во время "научно"-туристической командировки в Венеции? Может, проводил опрос, не желают ли венецианцы изучать чувашский язык? Или пытался удивить нас "каталоно-чувашскими культурно-историческими связями"?..

Это был семинар Сети

Это был семинар Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN) - я с 2000 г. ее эксперт. Нас примерно человек 40 из России и стран СНГ. Иногда получается проводить за рубежом такие семинары.  В тот раз тема моего сообщения звучала примерно так:Жители Чувашии о выходцах из Кавказского региона.

Спасибо. Скажите, пожалуйста,

Спасибо. Скажите, пожалуйста, данные Вашего исследования "Жители Чувашии о выходцах из Кавказского региона" где-то официально опубликованы, чтобы ознакомиться, что же мои земляки действительно думают о выходцах из Кавказского региона? Спасибо.

Это вы хотели схохмить с

Это вы хотели схохмить с сарказмом?  Это вы зря плюетесь против ветра. Как известно из истории, после распада Великой Булгарии, часть населения направилась в те края.

В Украине была попытка

В Украине была попытка узаконить в  школахНовороссии только украинскую мову.У нас идет кампания аналогичная укрофашистам.

Сегодня приехал из

Сегодня приехал из командировки, увидел просьбу о возможности посмотреть материалы исследований. Попробуйте зайти на «Вестник Чувашского университета», 2014, № 4. (ЧГУ, не ЧГПУ). Там есть моя статья о мнении чувашских студентов о трудовых мигрантах. Мы ежегодно проводим мониторинговое обследование в целом по республике (межэтнические отношение и этнокультурное развитие) по заказу Минкульта Чувашии. Делиться материалами без согласия заказчика будет неправильно. Отмечу проблему в самом общем виде. В целом около 90% опрошенных (600 чел., город и село, пропорции по полу, национальностям, образованию) оценивают межэтнические отношения в республике положительно: от нормальных до очень хороших (из года в год). Порядка 3-4% ставят негативные оценки, остальные затрудняются с выбором. Но есть некая этническая настороженность, которая доходит до 15-20% (нежелание заключать браки с человеком из иной этнокультурной среды, иметь близких друзей и пр.). 15-20% - это больше, чем 3-4+6 %, что означает трезвую оценку ситуации со стороны «настороженных». Нежелание иметь в своей семье «пришельца» (из русских, из чувашей, из татар и пр.) не означает, что я вообще к «Иным» отношусь только негативно. Но насколько я понял из всех наших обследований, из оценки межэтнических отношений выводятся жители Кавказа (всего региона), бывшей Средней Азии. В том числе и потому, что их у нас мало, встречаются с ними чаще на рынке, в кафе и т.п. Возможно, что их воспринимают не как своих, они как бы за рамками этих самых отношений остаются. Но при вводе вопроса о жителях Чувашии из данных регионов уровень настороженности возрастает порядка на 20%. Стереотипы, установки, реальные ситуации – все перемешивается. С советских времен укоренившаяся нелюбовь к «спекулянтам» с юга, уверенность в их криминальных нравах, неуважении наших традиций и пр. Должен заметить, что процесс не остановить, надо жить вместе. Это как диффузия – взаимное проникновение. Нам на себя также иногда со стороны полезно взглянуть. Как-то один из лидеров одной из общин отметил (возник вопрос о монастыре и своем уставе): а где ваш устав? Есть резон, конечно: нередко можно увидеть молодых девочек с банками пива, изящно разговаривающих с молодыми людьми с помощью мата и пр. Но обвинять никого не хочется, надо больше знать друг о друге, как-то приспосабливаться. Ведь абсолютное большинство мигрантов работают, они налогоплательщики и т.п. О криминале я ничего не хочу говорить – это дело отдельное и отдельных органов. Можете к нам в институт заглянуть, что-то найдется почитать.
Всего доброго, И.Бойко.

Вот это настоящий ответ

Вот это настоящий ответ настоящего интеллигентного профессора: без обид, без иронии и сарказмов, выпадов и ярлыков, без чванливости, открыто и доступно, с уважением ко всем блогерам.  СПАСИБО! 

А что спасибо то.Всеравно в

А что спасибо то.Всеравно в коментах русские стараются писать унизительно по отношении аборигенов.   Якобы они высшая  раса,а остальные так себе.  

Добавить комментарий

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Вы не робот? Напишите символы, изображенные на картинке сверху. Это избавит нас от спама.  Произнести проверочный код