Парламентариев Чувашии коллеги из Татарстана тянут за язык

28.05.2018-09:01
Версия для печати

Поправки в федеральный закон об образовании вызвали бурную дискуссию

В Госсовет Чувашии поступило обращение парламента Татарстана, в котором содержится призыв заблокировать принятие поправок в федеральный закон об образовании. Те предусматривают, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе, а изучение родных языков – с учетом потребностей обучающихся и их родителей. Депутаты Татарстана полагают, что данные поправки грозят утратой будущими поколениями своей национальной идентичности, и просят другие регионы поддержать их позицию. Между тем, очевидно, что законопроект предложен во исполнение указания президента Путина о недопустимости принудительного обучения языкам. И в Госсовете Чувашии еще не определились, как действовать в сложившейся ситуации, стоит ли данный вопрос выносить на сессию.

Чувашия оказалась в эпицентре полемики не только по той причине, что две трети населения республики составляют представители титульной национальности. Среди соавторов «языковых» поправок в закон об образовании сразу два депутата Госдумы от региона – Олег Николаев («Справедливая Россия») и Алена Аршинова («Единая Россия»). Именно в их адрес оппонентами было высказано немало гневных слов, вплоть до того, что их обвинили в стремлении уничтожить национальные языки. В Интернете даже появились петиция с призывом отозвать этих депутатов из Госдумы. Заодно сейчас немало острых стрел выпущено в сторону муфтия Крганова, который отнесся к поправкам с одобрением. Коллизии с поправками обсуждаются в Совете по правам человека при президенте, Общественной палате РФ, на различных форумах.

«Только ради того, чтобы привлечь столь пристальное общественное внимание к проблеме преподавания родных языков стоило внести этот законопроект, – заявил Николаев «Правде ПФО». – Могу сослаться на личный опыт. Сам я знаю чувашский язык в совершенстве, провел на нем большую часть своей предвыборной программы. А вот мои дети язык понимают, но в семье не изъявляют желания общаться на нем. И отталкивают их от языка именно в школе, где нет современной методики преподавания, хороших учебников. Наши оппоненты радеют не за сохранение родного языка, а за сохранение «обязаловки», при которой знание языка не имеет значения. Предложенный законопроект гарантирует право изучения государственных языков республик в составе РФ и вводит принцип добровольности изучения национального языка. Но никто спешить с его принятием не собирается, предварительно будет проведено самое широкое обсуждение».

Николаев: проку нет от «обязаловки»

Фото facebook.com

Наблюдатели отмечают, что законопроект фактически подготовлен во исполнение поручения президента Владимира Путина по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося в июле 2017 года в Йошкар-Оле. В протоколе прямым текстом было сказано: «обеспечить изучение обучающимися по основным общеобразовательным программам родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик на добровольной основе по выбору их родителей (законных представителей)». И в содержательном смысле законопроект ничего нового не устанавливает, а лишь восполняет в профильном федеральном законе об образовании пробел.

Путин принуждает не принуждать

Фото putin24.info

«Мы с коллегами предлагаем закрепить уже существующее, но не отражённое нормативно в профильном законе об образовании положение о добровольном изучении родных языков, – заявила «Правде ПФО» Аршинова. – Во многом из-за того, что этот очень чувствительный вопрос до сих пор не закреплен в профильном федеральном законе, возникают в некоторых случаях изъяны в правоприменительной практике, вплоть до наложения на родителей штрафов за их отказ от изучения национального языка республики. На протяжении нескольких лет я постоянно получаю обращения и жалобы родителей в связи с нарушением их права на добровольное изучение национального языка республики. Такие непростые для общества вопросы должны регулироваться не стандартами или иными подзаконными актами, а обязательно профильным федеральным законом об образовании, чтобы не давать поводы для неопределенностей и разночтений».

Соавторы поправок подчеркивают, что внесенный законопроект четко прописывает, что изучение родных языков России должно быть по желанию школьников и их родителей и не в ущерб освоению государственного языка РФ. При выборе языка обучения и воспитания, изучаемого родного языка из числа языков народов России и государственных языков республик мнение школьников и их родителей будет учитываться на основании письменных заявлений. Данный порядок позволяет сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, а также возможности изучения государственных языков республик.

Аршинова: запрет родных языков – это выдумки

Фото facebook.com

При этом, как утверждают соавторы поправок, никакого запрета на изучение национального языка республик, о котором говорят некоторые критики, этот законопроект не вводит и ничьи права на изучение родного языка не ущемляет. Наоборот, можно назвать этот законопроект законопроектом права, а не запрета, действенной гарантией равноправия языков народов России. Это особенно важно для людей, проживающих в национальных республиках, но не являющихся носителями местных языков. Обеспечить изучение в каждой школе родного языка любого народа России невозможно, ведь в России 193 народа используют 277 языков, всего 73 преподаются и только по 13 есть соответствующие программы.

Между тем, резких высказываний по данному законопроекту допущено уже немало. «Власть будет бороться беспощадно за будущую фашизацию, за уничтожение национальных суверенитетов. За превращение народов России из полноценных граждан, которые гордятся тем, что они представители данного народа, в безликих граждан, которым разрешено важнейшую часть их личности просто на каких-то сценах проплясывать", – заявил на круглом столе, проходившем в Москве с участием представителей ряда республик, известный журналист Максим Шевченко. – Поэтому это наступление на языки – не культурный вопрос, это вопрос политический. Русских противопоставляют другим народам».

Шевченко: национальные суверенитеты надо сохранить

Фото nedelya.ru

Для борьбы с законопроектом участники упомянутого круглого стола решили создать новую организацию «Демократический конгресс народов РФ», следующее заседание которого назначили в Чебоксарах. Приурочив его, кстати, к празднованию Дня республики, что является для региональных властей крайне неприятным сюрпризом. Но многие авторитетные эксперты подчеркивают, что в законопроекте нет и речи о противопоставлении одного народа другим. «Можно понять обеспокоенность тех, кто выступает против принципа добровольности при выборе родного языка для обучения. Однако говорить о противопоставлении одного народа другим – это явный перехлест. Социологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть даже чувашского населения в городах выступает против уроков чувашского языка для своих детей, что не есть хорошо, – поделился с «Правдой ПФО» доктор наук Иван Бойко. – Национальные языки оберегать надо, но и учеба из-под палки приносит мало пользы. Неслучайно даже президент Чувашского национального конгресса Николай Угаслов выступал против принудительного обучения, обронив афоризм, ставший знаменитым, – «силком милком не будешь». Конечно, закон об образовании нуждается в совершенствовании, надо же определиться в данном вопросе».

Угаслов: силком милком не будешь

Фото gov.cap.ru

Соавторы законопроекта утверждают, что единственным способом обеспечения равенства изучения родных языков является добровольность их изучения и создание государством для этого необходимых условий, в том числе создание национальных школ, классов, разработка образовательных программ, поддержка НКО, пропагандирующих родной язык и расширяющих сферу его применения.

На все вопросы нет ответов

Фото gov.cap.ru

«Уверена, что после принятия этого законопроекта больше не будут возникать кривотолки и разночтения в правоприменении в сфере образования по данному вопросу, – заявила Аршинова «Правде ПФО». – В администрации президента уже состоялась встреча авторов законопроекта, профильных ведомств, представителей республик. Всеми было признано существование проблемы принудительного изучения родных языков, и в целях ее преодоления принято общее решение создать рабочую группу по совершенствованию законопроекта. Уверена, что общими усилиями законопроект станет только лучше и будет поддержан уже в ближайшее время. Надо вместе думать, как мотивировать детей и их родителей к изучению родных языков, но не административными методами. Например, озвучена идея о создании Фонда поддержки родных языков России. Важно также уделить внимание разработке концепций и методике преподавания, созданию качественных учебников, подготовке педагогов. Всё это позволит не просто сохранять национальные языки, но и послужит их развитию».

Известие о создании рабочей группы по доведению языковых поправок до ума руководством Госсовета Чувашии встречено с облегчением. «Мы оказались в пиковом положении, как в шахматах, когда любой ход выглядит проигрышным, – поделился с «Правдой ПФО» собственный источник. – Поддержать обращение Татарстана – это вызвать неудовольствие федеральной власти, привыкшей к чувашскому послушанию. А высказаться за принятие поправок – обречь себя на критику со стороны интеллигенции, которая наверняка обвинит депутатов в предательстве национальных интересов. Но сейчас можно воздержаться от полемики в стенах Госсовета, сославшись на то, что законопроект еще дорабатывается, и нужно посмотреть, как он будет выглядеть после уточнения формулировок».

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

"...обращение парламента

"...обращение парламента Татарстана, в котором содержится призыв заблокировать принятие поправок в федеральный закон об образовании"... звучит почти как подстрекательство. Когда чувашИ научаться своей головой думать и не вестись на провокации крайне радикальных элементов? Поразительно, до чего неприятна эта "возня" вокруг чувашского языка... лучше бы экономикой занимались, а не разборками...кто "самЕе". Если так неймётся, "Чувашская Чебоксарка Новошешминского района Республики Татарстан пусть и "блокирует"...Кто им мешает? Чай у чувашских парламентариев своя голова на плечах имеется...

так татарстан во многом

так татарстан во многом обязан процветанию своему национальному я

Учить надо русский,

Учить надо русский, английский, испанский и французский и знать их в совершенсвте. Именно они помогут достичь успеха в жизни. Зная эти языки на любом континенте в любой стране сможешь общаться. Именно на этих языках изданы учебники высшей и средней школы, именно на этих языках сконцентрированы все знания, которые выработало человечество. Чувашский язык - мёртвый искуственный язык. Чувашский этнос не смог в глубинах своего народа создать свою письменность. Чувашский язык преподнесли на блюдечке с голубой каёмочкой русские лингвисты в 20-х годах двадцатого века.  

Неуч. Да вас наши

Неуч. Да вас наши соплеменники научили грамоте. Именно болгары, что на днях отмечали. Хотя бы смотри TV- зомби.    

неправда была у нас

неправда была у нас руническая писменность надписи кстати булгарские которе расшивровали немцы и венгры к примеру да  и сам я видел рунические писмена

Такой большой, а в сказки

Такой большой, а в сказки веришь. Ну, давай, расскажи нам всем, как будет на твоих басурманских "рунах" данное предложение: "Разложить гиперболическую функцию третьего порядка в ряд Фурье по экспоненте." Бу-га-га!  

Сам-то понял, что сейчас

Сам-то понял, что сейчас написал? И на кой чёрт рабочему человеку гиперболическая функция третьего порядка? Нашёл чем удивить!

опять началось.тема языков

опять началось.тема языков мечта провокаторов и троллей.вчера был в школе написал заявление о изучении чувашского языка-.кто запрещает?добровольно .ребенок с интересом изучает ч язык.. не понимаю почему стесняются говорить что мы потомки гуннов.венгры наши братья.даешь памятник Атилле =в качестве прообраза можно взять МИВ.ябы на месте МИВ увековечил бы себя в таком памятнике

трактористу и доярке, пастуху

трактористу и доярке, пастуху и мелкому фермеру знание французского ничем не поможет в  их деятельности.

Открой русский толково

Открой русский толково-этимологический словарь и увидишь ,что как раз русский язык является молодым синтетическим языком .В нём больше половины слов заимствованы из других языков ,в основном это тюркские языки .Чувашския язык сохранил тюркский язык ,в то время как другие тюрки в связи с принятием ислама отошли от первоначального языка .Так что учите чувашский все ,он ещё пригодится для изучения истории всех народов .Говоря "русские лингвисты" ,нужно знать ,что нет такой нации "русский" ,эта дутая наднациональность является результатом имперской политики властей. Это слово-прилагательное означает лишь языковую принадлежность ,поэтому если быть точными ,то правильно будет применить слово "обрусевший" .В мире нет и не было ни одного знаменитого человека с "русской" национальностью .Все они представители национальностей СССР или РФ .Именно на любви народов к своей национальности кроется непобедимость России перед внешним врагом .Любой человек в первую очередь защищает свою национальность ,свою малую родину и в итоге всю Россию .Это и есть патриотизм ,который к сожалению не присутствует в "обрусевших" людях .Для них всё равно кем быть , русским ,англичанином ,испанцем ,французом ,лишь бы брюхо было полное .Перекати-поле одним словом ,где насрал - там и родина .Вот и результат уровня жизни населения России ,когда её имеют все кому не лень .

Ломоносов, Толстой,

Ломоносов, Толстой, Достоевский, Чехов, Циолковский, Гагарин, братья Черепановы. Калашников. Дальше перечислять нацик ?

Ломоносов - помор ,фино-угр

Ломоносов - помор ,фино-угр .Толстой из евреев немецкого происхождения .Достоевский и Циолковский - евреи .Калашников - удмурт .Гагарин - эрзянец ,как и Есенин .Чехов - малоросс ,то есть украинец .Черепановы из казаков .Казаки национальность не имеют ,т.к. как сословие сформировались из многих национальностей .Пушкин - араб .Лермонтов - француз .Державин из рода Дмитрия Чюваша (смотри гербовник дворянских родов) .Ленин имеет еврейско-калмыцко-чувашскую кровь и ни капли русской .Чапаев - эрзянец плюс чуваш .Маресьев и Девятаев - мордвины .Александр Матросов - башкир .А ты простой мелочный шовинист ,спесивый своей мнимой великостью .Наверняка и сам из обрусевших ,выкинувших язык предков на помойку .

Браво !!!!!!!!!!!! Я написал

Браво !!!!!!!!!!!! Я написал тоже самое ,но- админ не пропустил. Только Лермонтов - ирландец, Ломоносов - чудь,угро-фин , Пушкин-эфиоп.

Если не знаете историю

Если не знаете историю создания чувашской письменности, если не знаете историю чувашского нартда, лучше ничего не пишите, лучше промолчите!

1. Чувашская Республика –

1. Чувашская Республика – Волжская Булгария есть суверенное государство, единственное национально- государственное образование чувашской нации.     2. Чувашская Республика – Волжская Булгария на основе осуществления чувашской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение.  Чувашская Республика – Волжская Булгария есть суверенное государство  в составе Российской Федерации на основании Федеративного договора. 3. Наименования Чувашская Республика и Волжская Булгария равнозначны.  Статья 8 Государственным языком Чувашской Республики являются чувашский язык. Делопроизводство на территории Чувашская Республики – Волжская Булгария производится на чувашском языке.  Русский язык является языком межнационального общения. 7. Всякое незаконное присвоение властных полномочий преследуется по закону Чувашской Республики – Волжская Булгария.

Не совсем понятно чувашский

Не совсем понятно чувашский язык - это булгарский язык? В Чувашии русский язык - государственный язык или только чувашский язык государственный? (в интернете статья 8 немножко длиннее Вашей цитаты)

Чувашский - Единственный

Чувашский - Единственный живой булгарский язык. Это будущая Конституция - будущее Чувашского государства. Иначе, русские нас уничтожат. 

Это что за разжигание

Это что за разжигание национальной розни... Вам кто заводы построил, глаза трахомны еоткрыл? У Вас доски деревянные вместо тротуаров лежали до 60-х годов....

Заводы вам построили немцы. А

Заводы вам построили немцы. А что касается пресловутой "трахомы", то  в царские времена чувашские крестьяне жили лучше и гигиеничнее русских крестьян. Несмотря на национальное угнетение. А русские — щи лаптем хлебали. У чувашей такой поговорки нет и не могло быть. А деревянные тротуары есть и поныне. Где надо.  Ничего в них плохого нет.  Утри свой нос, тогда поговорим.

Зачем обращаетесь во втором

Зачем обращаетесь во втором лице? Вы — иностранец?  Разве не живёте с чувашами рядом?  В другом пространстве находитесь? Лучше расскажите,  как в центральных русских областях вплоть до 1970-х годов мылись и парились, залезая... в  печи. В избах. Впрочем, подобное практикуется иногда и сейчас. Тожже мне чистюля нашёлся тут!

Не знаю, но у нас всегда по

Не знаю, но у нас всегда по белому топилось. А на счет печей. Узнай поначалу как и зачем, а потом крякай. Ты вообще русскую печть-то видел ? Дитя буржуйки !!!

Кто сказал "по-чёрному"?  По

Кто сказал "по-чёрному"?  По белому и есть! Но —  в ИЗБЕ!  Но — залезая нагишом в печку!  В Интернете есть, как это делается! Посмотрите на здоровье!  А вот как это выглядит  в словесном описании: <<Кто и когда, в какой губернии впервые придумал мыться в русской печке? Теперь уже неясно. Свидетельства и заметки очевидцев есть и во Владимирской губернии, и в Сибири, и на юге. Должно быть, такой способ мытья практиковался повсеместно.Интересно, что существовал этот обычай не только в деревнях, но и в городах. Путешественники, посещавшие Москву, рассказывали, как мылись в русской печи мещане – городские жители. По свидетельству некоторых этнографов, отопительные печи дровяные служили банями вплоть до середины 20 века. Вполне возможно, что в далеких деревнях до сих пор принимают банные процедуры в русской печи.>>

Из материалов

Из материалов этнографического бюро князя В.Н. Тенишева (1898 – 1900 гг.): «Моются большинство крестьян в печах; для мытья накладут в печь соломы, возьмут с собой веник, воды и свечку или лампу и в печку, парятся и моются по одному человеку, а чтобы жарче было, печь снаружи закрывается заслонкой. Затем прямо из печки выходят в сени или на крыльцо и окачиваются холодной водой. В печах моют и маленьких детей. Бывают такие случаи, что в печах запариваются до такой степени, что из печи вытаскивают человека еле живого».

Когда всегда? Да вы и не

Когда всегда? Да вы и не мылись пока мы вас не научили мыться, русская печь, русский мир, русский ниндзя . русский  .... руссский.... русский. ЧМО  ты русское. 

Здесь не турнир

Здесь не турнир интеллектуалов.

Странно, что Булгарский язык

Странно, что Булгарский язык и есть чувашский, как выходит... Значит чуваши разговаривают на булгарском языке? Эх и чудессса - асса... То чуваши - тюрки, то - булгары... Чуваши булгарами быть не могут, ибо булгарами, точнее одинм из племен Булгарии, были предки современных чувашей. Их называют суварами или сувазами... Булгария была всё равно, что по аналогии современной Россиии, - многонациональной т.е. Булгария была много племенным государством. В результате ассимиляции одной из пемен (очевидно, суварами) с черемиссами (современными марийцами) ПОЯВИЛИСЬ СОВРЕМЕЕ ЧУВАШИ. Язык у нас тюркской семьи булгарской группы, скорее он очень близок к языку суваров (сувазов). Здесь не ругань, а логика нужно. Но чуваши никогда тюрками не были, а тюркоязычными и отличались от тюрков языком, составлящим булгарскую группу.

Можно. Но от этого количество

Можно. Но от этого количество школьников, изучающих русский, не уменьшится. С чувашским языком ситуация совсем другая. 99,9% городских учащихся чувашский абсолютно не нужен. Что касается сельских, то там многих вполне устраивает владение родным чувашским на разговорном уровне, которое они усвоили в семье, и в преподавании его в школе, чтении произведений чувашских классиков  на уроках они не видят смысла. 

несли также перевести весь

несли также перевести весь документооборот на чувашский язык, и всю работу на чувашский язык - русский язык также никто учить не будет. В этом и есть дискриминация коренных народов

Нигде в мире региональным

Нигде в мире региональным языкам такой функции не дают и это не является дискриминацией. Даже в толерантнейшей Европе. Когда и если появится маленькое государство Чувашия, то будет как в прибалтике, но и у них язык перестанет функционировать очень скоро - все уедут в другие государства на работу и смогут хранить язык в семье 1-2 поколения. Все это неизбежно и Россия тут не виновата.

для пример есть эстония  где

для пример есть эстония  где как раз таки коренных жителей 65  процентов  в государстве где жителей то  1300000 то есть жителей всего в стране 1млн  300 тыс  из них  эстонцев 65 процентов  так везде там местный язык  и в  том и  и в этом случае и в эстониии в чувашии кореное население из покон веков живет неприехала куда то при уважение  к старшему брату значет имейет право на развитие язык во всех сферах

И в чем тебя дискриминируют ?

И в чем тебя дискриминируют ? Вы навыбирали своего. Так сплошная дискриминация не только русскоязычного населения, но и вообще мыслящего.

Так делайте. И

Так делайте. И делопроизводство на чувашском, и обучение в школах на чувашском, ЕГЭ на чувашском. СЛабо?! И посмотрим нужен будет чувашский язык или нет. 

не учил бы! но ведь

не учил бы! но ведь заставляют! без него диплом не дадут

Так ты не изучай... Вообще не

Так ты не изучай... Вообще не изучай русский... Зачем тебе русский, если ты чувашский знаешь? Зачем?

Так ты не изучай... Вообще не

Так ты не изучай... Вообще не изучай русский... Зачем тебе русский, если ты чувашский знаешь? Зачем?

А почему бы таким же методом

А почему бы таким же методом на добровольной основе начать изучать английский язык? Кому он нужен? Скажите по-честному, английским по-любому процентов 95 учащихся школ в будущем пользоваться не будут. Весь англоязычный мир ополчился на Россию, сделали из нас всех изгоев, а мы заставляем изучать их язык нашим детям насильно.

Назови нучные, техничекие,

Назови нучные, техничекие, медицинские журналы и издания на чувашском ? Не можешь ! Тогда и не гнусавь.

Ну и сколько подобных

Ну и сколько подобных журналов ты прочитал в последнее время?

Ну и сколько подобных

Ну и сколько подобных журналов ты прочитал в последнее время?

Если ты только свои "Хыпар"

Если ты только свои "Хыпар" читаешь и то по слогам, то по себе о других не суди.

Сколько медицинских,

Сколько медицинских, технических и иных умных журналов прочитал в последнее время?

"Наши оппоненты радеют не за

"Наши оппоненты радеют не за сохранение родного языка, а за сохранение «обязаловки», при которой знание языка не имеет значения." самая грамотная мысль, которая характеризует всю эту историю с языками

Они за денежки радеют,

Они за денежки радеют, которых могут лишиться. Вот и вся подоплека скандала. Привыкли за эти годы карманы набивать за счет унижения детей. Ну и свое самолюбие хочется пузырем выпятить.

Ну вот, а Юрка Исаева даже и

Ну вот, а Юрка Исаева даже и не вспомнили в этой статье... А ведь Юрок-юлташ из-за чаваш челхи потерял заслуженную министерскую должность... Эх...

Угу. Когда зимой была

Угу. Когда зимой была принудиловка, в классе только 5-6 человек отстоял  свое право на русский язык. Остальные повозмущались,  но под давлением учителей написали заявление на чувашский язык. Сейчас собирали опять повторно.  Обязаловки нет.  Ни одного заявления на чувашский!! Ни одного.  Все выбрали "КРК". А зимой таааакие бравые отчёты были из серии 84% учащихся Чувашии выбрали чувашский язык. Вот бы сейчас посмотреть статистику,  если всем школам дали переписать заявления 

Слушай, воспользовавшись

Слушай, воспользовавшись своим правом на русский язык, ты оставил здесь, например, свой пост на русском языке. Чего тебе не хватает? Хочешь всех вокруг перестрелять?

А надо голову иметь на плечах

А надо голову иметь на плечах, голову... не только шапку носить... Ато "уроки чувашского языка- хотите добровольно, хотите - принудительно". И это человек говорит, будучи министром образования. Вот это и есть ярый отрицательный национализм - фашизм.

Он действительно Юрка Исаев,

Он действительно Юрка Исаев, а Юрака он есть юрка... Если бы он не был Юркой... при министерской должности, не говорил бы: "Уроки чувашского языка - хотите добровольно, хотите - принудительно", так может сказать только Юрака, но не министр образования полиэтнической России.

Правда ПФО, давайте все же

Правда ПФО, давайте все же скорректируем информацию : «В Госсовет Чувашии поступило обращение парламента Татарстана». Наверное, все же не парламента, а «группы парламентариев». А это уже довольно разные термины и имеет разное понимание. Так как у вас получается, что весь парламент, а значит и весь Татарстан. Во-вторых «заблокировать» ни кто из них, ни чего не может, просто не хватит полномочий. Да и права вето они не имеют. Ни татарские, ни наши тем более. А вообще не мешало бы изучить проблематику изучения татарского языка и на татарском языке в Татарстане, а потом писать о чем-либо. Во-первых. В Татарстане, в отличии от наших, заявление с родителей бралось вполне в четкой и обоснованной форме. Где родитель писал, что он согласен с программой обучения без национального языка. Т.е. он мог выбрать с изучением, и без изучения. Наши же пошли тупо по «колхозному», «хотим изучать родной язык», а потом всем поголовно либо вписывали сами, либо заставляли вписывать «чувашский», забыв, что есть другие народы. И с Николаевым я вполне согласен. Кто хочет изучать, пусть изучает. Кто нет, то нет. И вообще, сели уж так мало этого. Организуйте в Чебоксарах чувашские школы с полным преподаванием на чувашском языке. Кто мешает ? Почему мой ребенок должен изучать не родной ему язык ?! Или опять живешь в Чувашии, учи !? Отвечу сразу же. У меня в паспорте написано «гражданин Российской Федерации» и государственный, основной язык в Российской Федерации русский. Я например не могу понять, как мой ребенок, который забудет этот язык, сразу же после окончания школы, т.е. будет знать пару выражений и слов, как и я, поможет в сохранении чувашского языка ? Или что культуру и историю Чувашии необходимо изучать только на чувашском языке ? По-моему, чуваши сами не хотят изучать свой язык, но для того, чтобы заставить их делать это заставляют изучать его наших детей. Тогда сами для начала разберитесь, нужен он вам или нет. Нас, зачем в это вмешивать. И вся демагогия, что мол, что тут плохого знать еще один язык, не о чем. Да знать языки не плохо, но и не обязательно, тем более тот, который особенно и не нужен, а тем более не родной. Вообще, вся эта волна поднимается нациками, чтобы расшатать народ и это не затрагивает ни народ, ни его культуру и уж тем более не является «ущемлением и уничтожением культур коренных народов».  Возьмем, например курдов Турции. Им запрещено даже называть себя курдами, не только говорить на своем родном языке, но они все равно знают язык и говорят на нем. Т.е. даже запрет не может уничтожить язык полностью, было бы желание самого народа сохранить его. Петров и Сидоров.

Почему людей вводите в

Почему людей вводите в заблуждение. Нельзя по существующему законодательству организовать чувашские(татарские) школы, с полным обучением на чувашском. Нельзя без согласования с федеральным центром сменить алфавит на латиницу например и т.д. Для обывателя совершенно незаметно законодательство сильно изменилось за 18 лет. Русский национализм голову поднял, русские марши, казаки разгоняющик митинги, отпускники воюющие за русский мир и т.д. открыто поддерживается властью.

И кто тебе об этом сказал,

И кто тебе об этом сказал, что нельзя ? В Чебоксарах существовала чувашская школа, только в нее чуваши своих детей почему-то не отдавали и она была полупустой. А алфавит на латыницу !? Вы хотя бы знаете, что у вас алфафита и письменности небыло вообще. Его вам Яковлев придумал. О какой латынеце вы тут блеете ?

Яковлев занимался

Яковлев занимался христианизацией чуваш. Письменность существовала и до Яковлева, написание шло на том, что википедия называет тюрки(язык). Яковлев, под влиянием Ильминского создал новую письменность на основе русского языка. Целью обучения официально ставилась русификация чувашей, т.е. культурная ассимиляция. Создание новой письменности помогало оторвать людей от предшествующей культуры, т.к. владевшие новой письменностью были не способны читать старую. Самое смешное, что в тоже самое время шла активная германизация - культурная ассимиляция русских немцами. Русский язык вообще сохранился в текущем виде благодаря датчанину Далю, который удосужился его зафиксировать. При этом язык времен Даля уже во многом не соответствовал языку времен Петра 1, не говоря уже о более ранних (почитайте хотя бы в первоисточнике Судебник, Стоглав). Изменилась трактовка целого ряда базовых понятий.

Осталось только найти, что

Осталось только найти, что напмсано на чувашской письменности. Вы Волгу не выкапывали случайно !!!!

В отличии от вас-хохлозавров,

В отличии от вас-хохлозавров, подделками не занимаюсь. Вы то, судя по комментарию, и русским не владеете.

Уже и от Яковлева отказались.

Уже и от Яковлева отказались. Так что же вы наших детей свои язык изучать заставляете ? Он же получается вообще не ваш, да и культуры и литературы вашей тогда нет !!!! Ты дейстительно Волгу еще не выкапывал ?

Для заготовки Буратино

Для заготовки Буратино поясняю : Тю́рки - этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках, но не как не язык. Ты узбеков, казахов, башкир понимаешь ? Нет. Даже татар понимаешь только по заимствованным словам. Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев родился в 1848 и умер в 1930 годах, когда территория на которой жили чуваши, несколько столетий находилась в составе Российского государства. Если не знаешь, что такое германизация и как она происходила и происходит, то лучше не кукарекай. Славянские народы северной Германии, центральной Европы подвергнутые германизации просто стали немцами и все. Польшу между прочим ждала та же участь, если бы Российская империя не включила бы их в свое время в свой состав. Наглядный пример области Польского государства вошедшие на в Россию, а в Германию и Австрию. Ну и на счет Даля и самого русского языка. Есть понятие древне славянского, есть понятие древне русского, те слов которые мы понимаем, но в настоящее время не используем или используем редко, как и словесные обороты. Я читал и Слово о полку Игореве, и Повесть временных лет, и Ипатьевскую летопись в подлинниках по-крайне мере в интернете и ничего понимал. Ты вообще понятия древний, старый, новый язык знаешь ? А понятие местных наречий, диалектов ? Могу просветить, что центральные и восточные украинцы разговаривают практически на русском языке и мы их понимаем в легкую, да и сами нередко так говорим. А вот «западенцы», говорят больше на польском, там больше польских и немецких заимствований. И сербов со словенцами мы понимаем в легкую, хотя так предложения не строим и такие слова не употребляем. Так, что учись не на форумах нациков, а по книгам.  

Альтернативно одаренным,

Альтернативно одаренным, прежде чем х... писать рекомендую все же проверить наличие статьи "Тюрки (язык)" в википедии, и не приписывать другим собственные вы..., вызванные полным отсутствием знаний. Для общего развития рекомендую поискать еще советских времен книги по языкознанию, информацию о Дале, посмотреть информацию о литераторах 19 века (например Кунина "Библиофилы пушкинской поры", 1979), потом посмотреть на каком языке (в т.ч. в быту) общались в каком десятилетии 19 века аристократы и на каком чиновники, видимо узнаете ну очень много нового. Создание и распространение радио, а потом и телевидения привело фактически к унификации речи и вытеснению говоров и диалектов, хотя до того речь сильно различалась даже в соседних губерниях. Повторяю в России шла активная германизация элит с последующей германизацией населения. ПОчему она не увенчалась окончательным успехом тоже известно

Чувствуется буквы ты изучил и

Чувствуется буквы ты изучил и в книгах их находишь, но вот мыслить одна прямая извилина не позволяет. Пошевели ей чуток, как одно слово, может обозначать "народности", "язык", "значение" (в твоей Википедии,  есть и такая статейка) и т.д. Вообще «Википедия» не является догмой, там столько мусора, что приводить ее как источник информации пошло.  Покажи хотя бы одну надпись на древне чувашском ? Или опять все "русский мир" уничтожил ? То что Даль - обрусевший датчанин, ни сколько не умоляет его заслуг в создании "Толкового словаря русского языка" и русского писателя, этнографа.  Могу раскрыть тайну,  создатели словарей, собирают слова и их значения в одно целое, но не создают язык. На счет Кирилла и Мефодия. Они создали церковнославя́нский язы́к и письменность, но на основе греческого языка и славянской письменности,  которая уже была. При чем пользовались ей в отличии от Запада, не только священнослужители, а простые люди, что доказывают берестяные грамоты находимые в Новгороде. На счет германизации и на каком языке разговаривала аристократия. Во времена Петра много на немецком, дальше больше на французском, Но это была небольшая прослойка, даже среди дворян. В провинции, а Москва в то время была тоже провинцией, говорили на русском. И это была не германизация или офранцуживание, а просто дань моде. При чем например при немке Екатерине Великой, а она действительно такой является, русский язык был нормой обращения у аристократов. Приехав в Россию, она прежде всего приняла православие и выучила русский язык. И хотя разговаривала с небольшим акцентом, часто заставляла аристократов обращавшихся к ней на французском или немецком, говорить  на русском. Раскрою секрет в Англии, аристократия долгое время говорила на французском, а английский язык был языком простолюдинов. А нас счет, что современный язык меняется из-за радио и телевидения, ни кто с вами и не спорит. Только вот говор или местные наречия остаются все равно. Хотя и они не так уже заметны. С этим ни кто не спорит. Могу сказать, что в чувашском на котором все сейчас говорят, половина русских слов, а еще половина татарских. Ранее еще в 70-х например, верховые чуваши с трудом понимали низовых, а сейчас сами уже говорят разницы практически нет. Только вот литературный и современный чувашский язык имеет огромную разницу. Сами чуваши мучаются при его изучении. Почему ? Просто литературный язык создавался на основе чувашского языка который знал Яковлев и который использовался в 19 веке, а это огромная разница. Его наверное используют чуваши Самарской области или Татарстана, которые приезжая в Чувашию местных плохо понимают. Это как раз к вопросу о сохранении языка. Ведь сохранили они его живя в других областях ? И главное не заставляли вокруг себя ни кого его изучать и им ни кто не запрещал его изучать. Съездите в эти регионы. У них существуют уроки чувашского языка и литературы. Ни кто им не запрещает его изучать. Так, что все то что ты тут нацарапал-это только для разжигания вражды. Под кого дуешь ? Что родители не рассказывали как в 90-е жилось ? Или Россию в Хохлостан превратить собираетесь ?

Я отлично помню 90-е и угар

Я отлично помню 90-е и угар конца 80-х. Найдите тогда не судебную литературу допетровских времен. Грамотность населения еще во времена Ивана IV Грозного была достаточно массовой, что хорошо видно из ссылок на судебные дела допетровского времени и времен Петра 1. Кстати практически только в них сохранились "тамги" записи в которых делались на "инородческих языках" (по определению дореволюционных судейских чиновников). Измененние письма (и языка) привело к уменьшению количества грамотных. В петровскую эпоху началась более активная борьба со старообрядцами, которая ко временам Екатерины II местами  выродилась в тотальное сожжение всех книг написанных не "новым письмом" (именно из списка подлежавшей сожжению книги стала известна "Повесть временных лет". П.К. Хлебников служил как раз в том подразделении которому было поручено изыскание и уничтожение таких книг), в связи с этим, практически не сохранилось никакое литературное творчество допетровских времен всех народов проживавших в Российской империи. Уничтожением реальной истории и её памятников (а желательно и носителей культуры) и занимаются активно в хохлостане (, а также Ираке, Сирии и европейских странах). Именно поэтому базовые знания (включая занния о наличии языка, основы его правописания и произношения) надо изучать массово всеми (в пределах курса начальной школы), А вот дальнейшее изучение сугубо добровольно, т.к. теория  и практика показывает, что 1) изучение нескольких языков в детстве значительно улучшает лингвистические способности ребенка в дальнейшем; 2) эти знания крайне полезны при работе с иностранными гражданами (работников из Средней Азии понимаешь через слово и обманутьтебя сговрившись между собой при тебе на своем языке они уже не могут; к тому же ряде слов является общим с фарси и арабским).

Да, я чуваш... но я не

Да, я чуваш... но я не понимаю вашу чушь... Была письменность по вашему у чувашей еще до Яковлева... Так чего они ходили в лаптях и болели трахомой... коли писать и читать умели? Такого не бывает.  В начале 50-х годов 20-го столетия еще в лаптях ходили и трахомой болели, сам я это хорошо помню. Многие не только там по-русски, а по-чувашски читать, писать не умели. Хватит врать и дурью подкреплять себя. Русским спасибо надо сказать... многих и многих они вытащили из грязи и вместе всё и вся пережили. Вообще откуда это дурь взялась - казаться слишком здорово умным и даже сверх умным. Нужно быть скромнее.

>Возьмем, например курдов

>Возьмем, например курдов Турции. Им запрещено даже называть себя курдами, не только говорить на своем родном языке, но они все равно знают язык и говорят на нем. Т.е. даже запрет не может уничтожить язык полностью, было бы желание самого народа сохранить его. Петров и Сидоров А Вы в курсе, уважаемые Петров-Сидоров, что курды с ружьем в руках отстаивают право на суверенитет, право на государственно-территориальное образование и самоуправление, право быть курдами??? Вы предлагаете довести национальный вопрос до точки кипения, когда надо будет с автоматов в руках отстаивать права нацменьшинств? Мы что опять своими федеральными руками толкаем страну к чеченскому сценарию? Аршинова видать забыла откуда тема непризнанного Приднестровья возникла - все началось с ущемления и нацвопроса. Только там в качестве униженных и оскорбленных оказались русскоязычные, а Большим Братом молдаване с румынами. 

Тяжело, что-то амебе

Тяжело, что-то амебе доказывать. Если не понял, к чему я привел курдов, то азбуку нужно было не выкуривать и изучать, а потом еще и книжки умные. Кто вам запрещает изучать язык ? От вас требуют, чтобы вы не заставляли его изучать других.

В прибалтике русские русский

В прибалтике русские русский язык защищают, в Чувашии чуваши чувашский язык защищают.В украине венгры свой язык зашишают.Во ,дела! Может всем пора успокоиться?

С 1863 ГОДА 24 МАЯ ОФИЦИАЛЬНО

С 1863 ГОДА 24 МАЯ ОФИЦИАЛЬНО ПРАЗДНУЕТСЯ  ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. В ДРЕВНОСТИ ЛЮДИ УЧИЛИСЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СЕБЯ. А О.НИКОЛАЕВ ХОЧЕТ УНИЧТОЖИТЬ СВОЙ РОДНОЙ ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ. К ИСТИНЕ ЭТОТ ЗАКОНОПРОЕКТ ОТНОШЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ. ГЛУПОСТЬ!!! ЕГО МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ ТОЛЬКО НЕ ОЧЕНЬ ОБРАЗОВАННЫЙ ЧЕЛОВЕК С НИЗКИМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УСИЛЕННО ПРОВОДЯЩИЙ ПОЛИТИКУ РУССИФИКАЦИИ. БЛАГОРОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ ТОЛЬКО ДОЛГ, НИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ ТОЛЬКО ВЫГОДУ.      ВВБ.

ВВБ. На комьютерной клаве,

ВВБ. На комьютерной клаве, есть клавиша "Caps Lock", на телевоне и планшете стрелка указывающая вверх, нажав которую можно сделать буквы маленькими. Хотя бы это узнайте, а потом будете тут кричать о "политике руссификации", уровне социальной ответсвенности и т.д. Николаев представитель Чувашской Республики в которой живет 106 национальностей, а не только чуваши. И вообще научитесь читать, прежде чем высказывать свои мысли.

ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ, ПИШИТЕ

ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ, ПИШИТЕ ГРАМОТНО И БУДЬТЕ СТРОГИ. ТАК ВЫ ОГРАДИТЕ СЕБЯ ОТ ЛЮДСКОЙ НЕПРИЯЗНИ. ЛЮДИ В ДРЕВНОСТИ СЧИТАЛИ ПОЗОРОМ ДЛЯ СЕБЯ НЕ ЗНАТЬ ЯЗЫКА СВОИХ ПРЕДКОВ. А УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ БЛАГОРОДНЫЙ ЧУВАШ ДОЛЖЕН БЕСПОКОИТЬСЯ И ДУМАТЬ О ПРАВЕДНОМ ПУТИ. НИ С КЕМ НЕ ВСТУПАТЬ В СГОВОР, В ЧАСТНОСТИ С А.АРШИНОВОЙ, И НЕ СТАВИТЬ СЕБЯ В УНИЗИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ЕСЛИ У ТЕБЯ НЕ БУДЕТ ДУРНЫХ МЫСЛЕЙ, НЕ БУДЕТ И ДУРНЫХ ПОСТУПКОВ.    ВВБ.

да кто ваш чувашский

да кто ваш чувашский уничтожает? наоборот у вас законное право его изучать! изучайте сколько хотите. а то наверное и диктант не сможете написать на своём родном. других просто не заставляйте и всё...

Слушай, ты ничем не

Слушай, ты ничем не отличаешься от окружающих тебя людей и ничем их не лучше! Эти люди — не "ваш", а твои друзья и родственники! "Законное право" есть не только у тех, кого ты высокомерно называешь "ваш", но и у тебя! Так воспользуйся этим "правом"!  И — немедленно!

Не нужно лукавить ! Я тоже

Не нужно лукавить ! Я тоже русский и считаю ,что проживая в Чувашии ,я и мои дети обязаны знать язык республики .Как смотреть в глаза чувашским соседям ,если ты сейчас их реально предаёшь ? Разница между мной и тобой в том ,что ты подстрекаешь русских к фашизму ( это самое правильное определение ) ,а я хочу добрососедства и не считаю свою нацию выше чувашской .Так что ври ,да не завирайся ! 

Я не понимаю,  зачем

Я не понимаю,  зачем насильничать и заставлять учить мой родной чувашский язык русских или иных детишек,  особенно они вообще с родителями на пару лет приехали сюда (а есть такие,  то же руководство Сбербанка местного допустим). Забудут тут же сразу после уроков. Максимум, что запомнят, так это "кап@а " , да и то явно не из уроков чувашского языка вынесут ))) А вот "Культура родного края" для понимания, что за народ чуваши, чем живут и дышат, откуда пошли,  какая история и культура, для осознания с кем и каким народом живут - самое то! Это точно так просто не выветрится.  Вот это надо вводить в обязательном порядке.  Ну подумайте сами, представьте себя на месте тех, кого вы хотите обязать. Вот поехали вы на пару лет в Якутию вместе с семьёй,  и давай вас там грузить местным языком.  Вы первые и взвоете, зачем это нужно мол. Лучше уж пусть мои дети узнают об истории якутов , об их кульуре больше.  Я сам с ними вместе с удовольствием поучусь

К сожалению большинство

К сожалению большинство чувашей не стремится ,чтобы их дети знали язык своих предков.Юре Исаеву памятник надо ставить за то что добился .При нем 70-80 процентов родителей писали заявление о желании учить родной чувашский язык.А реально 3-4 едва ли найдется,причем из числа чувашей.Честно говоря<меня даже унижает,когда заявляют мои соплеменники о необходимости обязательного обучения в школе чувашского языка русских детей.Что это?.Комплекс неполноценности?.Зачем это нужно мне как чувашу?.Мы что добились своего государства?.Нам,слава нашим богам,Ельцин подкинул Конституцию,где мой родной чувашский заявлен как государственным.Как подарили,так и заберут<если мы будем так рачительно пользоваться таким ресурсом.Ни один выпусник школы еще не заговорил по чувашски благодаря его обучения в школе.Ни один.Даже ,как пишут на чувашских сайтах,дети самих преподавателей чувашского языка не общаются между  собой на языке матери.Это что?.Нежелание родителей или презрение к языку молодого поколения?.При этом мы из-за злости,что ли,срываемся на детей русских или эрзя.Вот пусть они в обязательном порядка обучаются моему языку. Мне лично этого не надо.Против русского языка ни одного заявления родителей не было.Против геометрии тоже.И ЕГЕ тут не причем.Не учите ненавистный русский и не сдавайте ЕГЕ.В Москве на стройке с таджиками и со справкой возьмут.А чувашский,если надо,любой выучит и без школы.Вы говорите в таком случае скоро изчезнет чувашский язык?.Ну что ж.Закон природы.Слабые изчезают.Сильные останутся.Кстати 400тыс чувашей обрусели за 20 лет по итогам переписи.Это при парниковых условиях для сохранеия чувашского языка и при гарантии Конституции.Так хотят чуваши оставаться чувашамии и  от кого это зависит?.Неужели не от самого народа?.Мы же постоянно прикрываемся народом и постоянно говорим что умнее народа никого нет.А народ то ,получается,устал сохраняться чувашским.Что делать то будем?.Опять письма писать Путину или займемся сами и выполним свой долг?. 

Спасибо, уважаемый, за

Спасибо, уважаемый, за правильные и очевидные вещи! Я - русская, все мои друзья чуваши, я люблю свою малую Родину, считаю, что мой русский ребенок обязан и должен хотя бы для развития кругозора, ну и, конечно, из уважения к нации. с которой бок о бок живет, учить КУЛЬТУРУ РОДНОГО КРАЯ. Но язык нам не нужен, нам негде его практиковать, и, что греха таить, в будущем негде применить. Потому, сохраняя национальное самомознание, чувашам необходимо повысить семейное рассмотрение этого вопроса. 

Страницы

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка