Бабич выправит крен в программе региональных авиаперевозок

10.09.2013-18:13
Версия для печати

Неравномерность развития программы будет компенсирована уже в 2015 году

1 октября исполнится полгода программе региональных авиаперевозок в ПФО. Бодро стартовав в ключевых мегаполисах, до некоторых столиц округа она добралась лишь к началу осени. В ряде регионов открыто всего по 1-2 маршрута, да и с теми сохраняется постоянная неясность. Нередки случаи, когда цены на сравнимые рейсы в рамках программы в соседних субъектах различаются в разы. Главы регионов округа восприняли программу как мерило собственного политического веса и гордо сообщают о каждом открытом рейсе – но если, например, у президента Башкортостана Рустэма Хамитова приятных информационных поводов было уже 7, то у главы Чувашии Михаила Игнатьева, аутсайдера программы – всего 1. Но полпред Владимира Путина в ПФО Михаил Бабич уверен, что рано или поздно программа доберется до всех – а тем, кто ее критикует, предлагает воспользоваться «универсиадским» советом Путина и выпить виагры. 

В конце августа из аэропорта Чебоксар начались авиарейсы в Уфу. После присоединения к программе столицы Чувашии округ наконец-то оказался «покрыт» региональными авиаперевозками целиком. По данным ведущего оператора программы, авиакомпании «Татарстан», из 114 планировавшихся к реализации маршрутов реально начали работать 66.

Но распределены между регионами они весьма неравномерно, да и выполняются не всегда регулярно. Так, в начале сентября стало известно, что третий рейс из Ижевска в Нижний Новгород откроется, как минимум, с двухнедельным опозданием. Начавшаяся было программа в Пензе забуксовала из-за ремонта ВПП городского аэропорта. На открытый в августе авиарейс из Кирова в Самару почти не продаются билеты. Саратов, планировавшийся как один из основных хабов программы, освоил пока только 5 рейсов. Это стало поводом для эмоциональных заявлений депутата Госдумы от Саратовской области Андрея Ищенко. Работу региональных властей по реализации программы он в июне назвал провалом, а областного авиаперевозчика «СарАвиа» – «позорящим область».

Сравнительное количество рейсов в рамках программы. Данные предоставлены АК «Татарстан»

Но если 5 рейсов из Саратова – это «провал» и «позор», то как тогда обрисовать ситуацию в Чувашии, до столицы которой летает лишь один рейс из Уфы? Более того – расписание на настоящий момент подтверждено только до 1 октября, и никаких подписанных документов на дальнейший период нет. Даже аналогичная программа Северо-Западного федерального округа добралась до Чебоксар раньше: в июле авиакомпания «Руслайн» начала полеты по маршруту Чебоксары – Санкт-Петербург.

«У авиакомпании «Татарстан» есть нехватка самолетов «Cessna Caravan», поэтому пока у нас только один маршрут – в Уфу. Он заявлен до 1 октября. Мы готовы работать и дальше, но все зависит от авиакомпании. В «Татарстане» уже интересовались условиями зимнего обслуживания, наличием ангаров для ночной стоянки, спецжидкостей для обработки самолетов – у нас это все имеется», - заявил «Правде ПФО» Александр Жирнов, генеральный директор чебоксарского аэропорта.

В случае с Чувашией дело еще и в явно неадекватном ценообразовании – достаточно посмотреть цены на аналогичный рейс в Уфу из соседней Йошкар-Олы.

Возможно, поэтому самолеты по маршруту летают полупустыми – в день, когда корреспондент «Правды ПФО» встречал рейс, из Уфы прилетело 4 человека, а пассажиров на обратный маршрут не наблюдалось вообще.

Стоимость билетов на некоторые рейсы в рамках программы. Данные с интернет-сайтов АК «Татарстан», aviasales.ru, aviakassa.ru на даты 24-30 сентября

«Правда ПФО» уже писала о «пролете» Чебоксар мимо старта программы – эксперты связывали это с низкими лоббистскими возможностями главы региона Михаила Игнатьева. По данным источников «Правды ПФО», главы других регионов округа уже наизусть знают дорогу к кабинетам руководства АК «Татарстан», успешно лоббируя скорейшее начало авиаперевозок из своих столиц.

Но Михаил Бабич уверен, что рано или поздно заработают все рейсы. «Когда мы изначально планировали программу, нас некоторые перевозчики и псевдоаналитики убеждали, чтобы мы взяли за основу схему, когда субсидируют рейсы, а не пассажиров. Наша согласованная с Минтрансом позиция — нет, сначала надо посчитать: есть рейсы, которые будут рентабельны, есть те, которые в краткосрочной перспективе выйдут на рентабельность. А есть рейсы, которые всегда будут планово-убыточными, так называемые социальные рейсы. Люди обладают одними и теми же правами, поэтому социальные рейсы, пусть даже планово-убыточные, сохранятся, и государство будет их поддерживать и в дальнейшем — субсидироваться будут все категории рейсов», – заявил Бабич не так давно во время визита в Пермь.

Самолет Cessna Caravan, использующийся в программе региональных авиаперевозок

Но не все эксперты уверены, что программу ожидает светлое будущее. «Субсидирование региональных авиаперевозок – дело хорошее. Однако оно упирается в вечную проблему: отсутствие платежеспособного спроса среди населения. Пока подавляющее большинство наших сограждан не будут зарабатывать столько, чтобы позволить себе купить билет на самолет, подобные попытки государства «повысить мобильность общества» будут иметь косметический характер. Да и деньги на это берутся из бюджета, то есть из кармана того самого общества», - считает аналитик ИХ ФИНАМ Алексей Захаров. Эксперт анализирует, в частности, маршрут Самара – Пенза и делает вывод, что он невыгоден авиакомпании даже с учетом бюджетных субсидий.

Бабич не согласен с критиками программы. «Есть некоторые псевдоаналитики, которые к своей стране относятся по принципу – чем хуже, тем лучше. Была в России проблема – не было региональной авиации более 20 лет, они на всех углах писали и говорили: «Что у нас за страна такая! Мы никуда не летаем, ничего не финансируем, не создаем!» Взялись за эту проблему – начали летать, начали финансировать, –  а им все равно плохо. Они сжимают зубы: «Ну да... начали летать, но обещали 150 тысяч пассажиров, а летит всего 100 тысяч! Обещали, что будут субсидировать пассажира, а теперь – рейсы». Аргументы приводят нелепые, которые говорят либо о непрофессионализме, либо о заданности на негатив. Вот таким «аналитикам» очень хорошо Президент России ответил, когда подводил итоги Универсиады: может этим сомневающимся во всем выписать виагру, чтобы они успокоились и в позитивное русло перевели свое отношение к процессам, которые в стране происходят. Я считаю, им очень подходит этот диагноз и этот рецепт», - цитирует полпреда «Федералинформ».

Михаил Бабич (в центре)

«Чтобы люди начали летать, надо чтобы не только цены были хорошие, но и рейсы регулярные», – считает Жирнов.

«Программа развития авиаперевозок будет действовать в течение 3 лет», – заверила «Правду ПФО» руководитель пресс-службы АК «Татарстан» Гульназ Минниханова. И если пока программа добралась не до всех регионов в полном объеме, то гражданам отстающих субъектов остается лишь по достоинству оценить лоббистские усилия своих руководителей. В полпредстве же явно считают программу одной из ключевых в округе и планируют продолжить ее реализацию.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

козлы, опять всех н...ли, в

козлы, опять всех н...ли, в Нижний из Самары в 4 раза рейсов в 2014  чем в 2013, о субсидиях вообще в 14 г. никто не говорит

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка