Чебоксарские застройщики недовольны отсутствием в генплане монорельса и амбиций

04.07.2013-13:26
Версия для печати

«Шестимиллионные» предложения из Петербурга по новому генплану были разгромлены чебоксарским градостроительным истеблишментом

3 июля на совместном заседании градостроительных советов Чебоксар и Минстроя Чувашии были рассмотрены предложения петербургского «РосНИПИУрбанистики» по новому чебоксарскому генплану, на разработку которого было потрачено более 6 миллионов рублей из казны столицы Чувашии. Доклад архитектора проекта Ирины Гришечкиной был встречен почти единодушным неприятием. Архитекторы, строители и энергетики раскритиковали предложения питерцев как откровенно сырые, а иной раз даже и некомпетентные. Генплан, тем не менее, будет выставлен на публичные слушания, которые должны состояться до конца августа.

Согласно информации на сайте администрации города Чебоксар, в рамках подготовки нового генплана специалисты «РосНИПИУрбанистики» впервые посетили столицу Чувашии лишь в январе 2013 года, хотя в принципе институт работает с республикой более 45 лет и известен как «Ленгипрогор». Почти все чебоксарские генеральные планы разрабатывались этим институтом, за исключением последнего, утвержденного в 2004 году. Он был подготовлен НПО «Энко», большая часть специалистов которого вышла как раз из «Ленгипрогора».

К сожалению, к началу градостроительного совета предложения института то ли не были разосланы в рабочие группы вообще, то ли пришли слишком поздно: даже глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков признался, что не успел их подробно изучить до заседания. Возможно, это и стало главной причиной раздражения градостроительного сообщества: предложения пришлось изучать с листа, а рассмотреть на презентации Гришечкиной подробности было иногда просто невозможно. Несколько раз при ответах на очередное «а где это?» питерские архитекторы отвечали «да вот же, просто здесь плохо видно».

Некоторые городские чиновники вообще считают предложения «РосНИПИУрбанистики» не новым генпланом, а доработкой существующего. «Глобально реконструироваться ничего не будет, некоторые моменты будут уточняться. С момента утверждения прошлого генплана произошли некоторые изменения, которые надо отразить на бумаге», – заявил журналистам главный архитектор Чебоксар Александр Шевлягин.

За неимение амбициозности больше всего проект и критиковали. Сразу несколько человек выразили недоумение отсутствием в генплане перспектив в плане объединения Чебоксар и Новочебоксарска. «Как и в предыдущем генплане, на уровне восточного поселка предложения просто обрубили, и все – как будто там стена! Сейчас вошел в работу «Новый город», а он вообще не предусмотрен! В данный момент Чебоксары и Новочебоксарск соединяет одна-единственная дорога. Скоро ее не хватит, надо проектировать еще одну – но никакой планировки этого района в новом генплане просто нет!» – возмущался Владимир Филатов, ранее возглавлявший минстрой Чувашии.

Алексей Ладыков на это заявил, что Чебоксарам и Новочебоксарску вовсе необязательно объединять усилия. «Этот проект заказала администрация города. Наши правила землепользования и застройки сложнее, чем в Новочебоксарске, есть участки, которые мешают развитию, поэтому нам необходимо было решить эту проблему в ближайшее время. Я думаю, Новочебоксарск должен учитывать разработку нашего генерального плана. А если вспомнить референдум, то жители Новочебоксарска были против объединения с Чебоксарами. На объединении уже никто не настаивает, это было озвучено в том числе и главой республики», – рассказал Ладыков «Правде ПФО». Напомним, одним из немногих конкретных предложений в последнем послании Михаила Игнатьева Госсовету было как раз «укрупнение муниципальных образований». Никаких видимых шагов в этом направлении в республике за полгода так и не сделано.

Еще одна проблема нового генплана – территория города вдоль Волги. «Когда проплываешь по Волге вдоль Чебоксар, виден один лесной массив, как будто это и не город вовсе. Чебоксары надо расширять к Волге. Я не вижу здесь дорог вдоль водохранилища, съездов к воде», – заявил Юрий Новоселов, начальник архитектурно-строительного отдела «Чувашгражданпроекта». Специалисты «РосНИПИУрбанистики» на это ответили в том духе, что вообще-то съезды есть, но многое зависит от «политического вопроса» отметки чебоксарского водохранилища – будут поднимать уровень до проектных 68 метров или останутся на нынешних 63-х. «Чебоксары к подъему водохранилища до проектной отметки готовы, но вот все остальные, похоже, нет» – весьма «федерально» отметила Гришечкина.

Энергетики также посетовали на непроработанность проекта. «Мне непонятно, какие такие 5 котельных планируются к строительству? В планах КЭС-холдинга нет даже расширения существующей ТЭЦ-2, это избыточная станция», – удивлялся директор филиала Марий Эл и Чувашии ОАО «ТГК-5» Сергей Добров.

Предложения питерцев по жилищной застройке вызвали еще более острые вопросы. «Перспективная застройка почему-то попадает в зону ограничения строительства вокруг аэропорта», – отметил представитель Роспотребнадзора Геннадий Захаров. Возможно, питерцы что-то больше знают не только о перспективах подъема уровня Чебоксарской ГЭС, но и о будущей загрузке чебоксарского аэропорта: какой смысл жертвовать гектарами земли ради аэропорта, принимающего один рейс в день и до сих пор не попавшего даже в региональную программу авиаперевозок в ПФО?

«Есть ЧЗСМ, как нарыв в центре города. Там можно очень интересный жилищный микрорайон запланировать, но из-за санитарной зоны жилье там строить невозможно», – посетовал Новоселов. Гришечкина ответила, что в планах стоит вынос завода строительных материалов за черту города, но эти разговоры в Чувашии идут уже едва ли не третье десятилетие, а кирпич и ныне там.

Предложения самих застройщиков жилья были предсказуемы. Директор ЗАО «ТУС» Николай Угаслов вышел к трибуне, чтобы предложить мост через Волгу «в западной части города». Если и был в этот момент в зале человек, не знающий, какую именно часть города застраивает самый богатый депутат Госсовета, то после этих слов это стало понятно абсолютно всем.

Директор компании «СУОР» Владимир Ермолаев начал более неожиданно. «А почему ничего не говорится про высокоскоростную железнодрожную магистраль Москва – Казань? Она же полностью изменит город! Сюда будет приезжать огромное количество людей. Нам нужно подумать, как встречать эти народные массы», – заявил Ермолаев, ввергнув собравшихся в недоумение, «а почему именно приезжать-то, а не наоборот?» Но когда предприниматель буквально следующим предложением высказал пожелание «проложить монорельс от ВСМ к Богданке», то гипотетический ничего не знающий человек из прошлого абзаца все понял и про Ермолаева тоже.

Третий крупный чебоксарский застройщик, компания «Старко», в зале замечен не был (зато именно на его вертолете Гришечкина, Ладыков и Шевлягин совершили воздушную прогулку над городом), так что отдуваться за него пришлось архитектору. «Из микрорайона «Благовещенский» людям сейчас просто невозможно выехать, а проектируемая линия дороги через микрорайон неотрегулирована: в некоторых местах, где она запланирована, уже сейчас строится жилье», – отметила Надежда Рожкова, руководитель архитектурного бюро «Классика».

«Главная проблема – транспортная. С 2010 года в России полностью изменились представления о проблемах транспорта в связи с автомобилизацией населения. Рубеж в 30–50 машин Америка прошла в 30-х годах, Европа – в 60-х, а мы до недавнего прошлого просто игнорировали этот опыт. А эти специалисты просто не в теме», – заявил «Правде ПФО» почетный строитель России, почетный гражданин города Чебоксары Евгений Тертышный.

Реакцию чебоксарского бомонда питерские архитекторы восприняли спокойно. «Мы не ждем комплиментов, мы стараемся для города. Надо найти золотую середину, которая устроит и инвесторов, и горожан, и так далее. Это очень сложная проблема, и нам важно выслушать все точки зрения», – заявила Гришечкина «Правде ПФО».

В ближайшее время администрация Чебоксар планирует разместить новый генплан в открытом доступе. Работа «РосНИПИУрбанистики» завершится, по словам Ладыкова, в сентябре, а до того проект должен пройти публичные слушания.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Добавить комментарий

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Вы не робот? Напишите символы, изображенные на картинке сверху. Это избавит нас от спама.  Произнести проверочный код