Чебоксары рискуют пролететь мимо региональных авиаперевозок в ПФО

29.03.2013-13:53
Версия для печати

Столица Чувашии может надолго остаться транспортным тупиком республики

Чебоксары не попали в число городов, из которых начнутся авиарейсы в города ПФО с 1 апреля 2013 года в рамках пилотной программы региональных авиаперевозок, анонсированной полпредом президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем. Внимательные читатели бравурных пресс-релизов с совещания в Казани, прошедшего 18 марта, обнаружили, что из перечня городов, вовлеченных в программу, выпали несколько столиц регионов ПФО, в число которых попали и Чебоксары. Данный факт может закрепить не только катастрофическую ситуацию с транспортной доступностью столицы Чувашии, но и является наглядным примером лоббистской немощности главы республики Михаила Игнатьева.

 

Чебоксары имеют заслуженную славу крупнейшего железнодорожного тупика в Российской Федерации. При выборе столицы новообразованной Чувашской автономной области в 1920 году Чебоксары, находящиеся на Волге, конкурировали с Канашом, расположенном в центре Чувашии и уже тогда являвшимся крупным железнодорожным узлом. В то время водный транспорт оказался важнее, и органы власти расположились в Чебоксарах. История показала, что с точки зрения транспортной доступности выбор оказался неверным: железная дорога, соединившая Чебоксары с транспортной сетью СССР, появилась только в середине XX века.

Что касается авиасообщения, то здесь ситуация до последнего времени была не столь плачевной. К концу 80-х годов Чебоксарский аэропорт выполнял не менее 20 рейсов в сутки. Существовало региональное авиасообщение не только с крупными городами СССР, но и со многими райцентрами Чувашии. «25 лет назад я летал из Чебоксар до Свердловска. Всего часа два уходило на дорогу, и салон ТУ-134 был полон», - вспоминает в своем блоге журналист Александр Белов.

Однако в 90-е годы работа чебоксарского  аэропорта практически прекратилась. Юридическое лицо, управлявшее воздушными воротами Чувашии, постоянно меняло свое название и не вылезало из процедуры банкротства. Лишь с начала двухтысячных ситуация начала медленно выправляться: с 2004 года удалось наладить более-менее регулярное сообщение с Москвой: вначале авиарейсы выполняла компания «Ютэйр» на АН-24, с 2007 года на смену ей пришла «Оренэйр» на Боингах-737, с 2011 регулярные авиарейсы на CRJ-200 выполняет авиакомпания «Руслайн». При этом как цена на билет (в среднем около 10 тысяч рублей за полет продолжительностью чуть более часа), так и расписание рейсов (в Москву самолет из Чебоксар традиционно прилетает поздним вечером) практически полностью отсекают от них жителей Чувашии: командировочному проще провести ночь в поезде, чем искать гостиницу в Москве, да и цена на железнодрожный билет в четыре раза ниже.

Москвичей, выбравших авиатранспорт как способ попасть в Чувашию, также мало вдохновляли устаревшие самолеты, обветшавшая инфраструктура чебоксарского аэропорта (достаточно сказать, что снег с крыльев самолета в Чебоксарах счищают по старинке, швабрами) и сельские пейзажи поселка Альгешево, через который московских гостей после прилета традиционно везли в Чебоксары, пытаясь по пути объяснить, что дальше будет веселее и дома будут повыше. Поэтому многие жители Чувашии с большим энтузиазмом восприняли объявленную в январе 2013 года полпредом Президента РФ в ПФО Михаилом Бабичем программу развития региональных авиаперевозок: во-первых, программа явно должна была улучшить инфраструктуру чебоксарского аэропорта, а во-вторых, до многих городов ПФО (Самара, Саратов) добраться даже железнодорожным транспортом очень сложно из-за множества пересадок.

Странности с программой, впрочем, начались практически сразу, как только начали выходить в свет разъясняющие документы. Достаточно сказать, что авиакомпания «Татарстан», выигравшая конкурс, в числе прочих инициатив анонсировала авиарейсы Чебоксары - Казань на 10-местных самолетах Cessna Caravan – притом, что расстояние по прямой между городами всего 125 километров, а ни одного подобного самолета в парке авиакомпании не значится.

В опубликованном в конце января общеокружном плане полетов (Приложение к Постановлению Правительства РФ от 16.01.2013 под гордым №1) на долю Чебоксар осталось уже всего три рейса – в Самару, Саратов и Уфу с предельным тарифом для пассажира в 2930, 5914 и 4395 рублей соответственно. Несмотря на то, что эти цены были объявлены как льготные (50% тарифа, еще по 25% предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов), они вызвали у жителей Чувашии легкое недоумение, ибо оказались в те же четыре раза выше цен на поездки автомобильным и железнодорожным транспортом, что и в случае маршрута Чебоксары – Москва. Председатель Правительства Чувашии Иван Моторин уже в феврале, оценивая спрос на подобные перевозки, особо подчеркнул, что за пустой самолет регион платить авиаперевозчику не будет, субсидия будет перечисляться только за фактически перевезенного пассажира.

Так что исключение Чебоксар наряду Йошкар-Олой и Кировом из программы региональных перевозок может быть обусловлено экономическими причинами. Пресс-служба полпреда ПФО подтверждает эти сведения, однако говорит не об исключении данных городов из программы, а всего лишь о переносе начала рейсов на более поздний срок – называется дата 1 октября. При этом официальный срок окончания пилотного этапа проекта – 30 ноября. Некоторыми экспертами близкое соседство этих дат расценивается как повод вообще не начинать рейсы в этом году.

Впрочем, в самой авиакомпании «Татарстан» настроены более оптимистично. «Расписание вчера поменяли. С 1 июня будут вылеты из Чебоксар, по тем же направлениям», - сообщила сегодня «Правде ПФО» руководитель пресс-службы авиакомпании Гульназ Минниханова. Напомним, это та же авиакомпания, что не так давно заявляла о рейсах Чебоксары - Казань на Cessna Caravan.

Экономические факторы – не единственные причины, вызывающие скепсис у экспертов. «В том виде, каким был изначально представлен проект, реализация невозможна, - заявил «Правде ПФО» источник в отрасли. - Относительно размера субсидий, эта программа - лакомый кусочек для любой авиакомпании. Объем денежных средств, выделяемых из бюджета (300 млн. рублей, согласно Постановлению Правительства РФ – прим. «Правды ПФО») с лихвой покрывает все расходы авиакомпании, а на отдельных направлениях позволяет даже доплачивать пассажирам за полет. Но этого конечно не будет. А когда проект очень выгодный, то для победы в конкурсе можно и пообещать, что самолеты, которых нет, купим, а пилотов научим».

Таким образом, очень похоже, что громогласно объявленная полпредом Президента в ПФО программа улучшит авиационную инфраструктуру лишь в тех городах округа, где она и так была на уровне. Чебоксары же вновь останутся в стороне, как это совсем недавно произошло и с проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Екатеринбург. Транспортная доступность столицы Чувашии останется прежней.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Добавить комментарий

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Вы не робот? Напишите символы, изображенные на картинке сверху. Это избавит нас от спама.  Произнести проверочный код