ГАЗ жмет на тормоз и переходит на четырехдневку

26.12.2013-20:33
Версия для печати

На Горьковском автомобильном заводе планируют сократить рабочую неделю и сделать ставку на контрактную сборку

Новость о том, что уже с февраля 2014 года автогигант может перейти на 4-дневный режим работы вызвала у ряда работников холдинга панику. В Интернете появились сообщения о том, что сотрудникам, которые отказывались подписывать дополнительное соглашение о новом графике, руководство предложило написать заявление по собственному желанию. Внутренняя перестройка самого большого завода Нижнего Новгорода вызвала предположения о приближающихся сокращениях и даже банкротстве предприятия. «Правда ПФО» попыталась разобраться в ситуации и выяснила, что положение дел не настолько катастрофично, как рисуют некоторые эксперты. Более того, уже в январе ГАЗ ожидает масштабная модернизация. Правда, стартует она при очень загадочных обстоятельствах: на фоне устойчивой стагнации отрасли, сокращении производства, скоропалительного ухода с поста президента Бу Андерссона, Олег Дерипаска не спешит с назначением нового наместника в своей автомобильной империи.

Чертова дюжина 2013 года сыграла с ГАЗом злую шутку. В течение последних 12 месяцев руководство завода бодро рапортовало о производственных победах и планировало к этой зиме выйти с новым продуктовым портфелем. Но экономика перевесила пиар, и Бу Андерссону на излете своей газовской карьеры пришлось признаться, что помимо красивых цифр в презентациях и отчетах есть менее симпатичные данные.

По информации пресс-службы «Группы ГАЗ», за 11 месяцев 2013 года снижение продаж  на рынке составило 7,5%. При этом только за ноябрь падение достигло 14%, а по итогам декабря ожидается  очередной упадок, который прогнозируется на уровне 14-16%. Источник в УК «Группы ГАЗ» отметил,  что окончательное решение по  сокращению рабочей недели пока не принято: оно  будет зависеть от формирования январской повестки. В настоящее время, чтобы  избежать перерасходов и накопления нереализованной продукции, все автомобили завода собираются только под заказ.

Бу Андерссон на выходе

«Падение продаж – проблема не только Горьковского автозавода. Российский автомобильный рынок за 11 месяцев текущего года потерял 6%, – констатирует аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ Алексей Захаров. – При этом динамика продаж ГАЗа – минус 7,5 % (для сравнения – АВТОВАЗ потерял 16%, а УАЗ – 17%). Что бы ни говорили с высоких трибун, российская экономика в кризисе». Эксперт также подчеркнул, что специфика Горьковской площадки состоит в том, что основная часть его покупателей – это представители мелкого бизнеса, причем бизнеса не слишком доходного. Естественно, что такие структуры первыми начинают ощущать ухудшение экономической обстановки и теперь отвечают на него сокращением расходов, в том числе и на транспорт. «Сказанное подтверждается тем, что заметно упали (-24%) продажи бренда Peugeot, значительную долю которых составляют легкие коммерческие автомобили (LCV). Даже Volkswagen HFZ потерял за этот год 3% продаж. А вот «коммерсанты» Mercedes показывают рост на 25%. Налицо четкое расслоение между «богатыми и бедными» покупателями LCV», – делает выводы Алексей Захаров.

Наблюдатели отмечают, что руководство ГАЗа правильно выстроило диверсифицированное производство. При этом грамотно выбраны партнеры – с учетом «разведения» продукции по разным целевым и ценовым нишам. На что есть спрос – то ГАЗ и собирает.  Например, как уже говорилось, на общем фоне падения продаж LCV продажи легких коммерческих автомобилей Mercedes выросли на четверть. Безусловно, абсолютные объемы продаж несопоставимы с аналогичными показателями по «ГАЗелям»,  но это дает работу сотрудникам завода.

«На мой взгляд, можно в очередной раз сказать «спасибо» покинувшему ГАЗ Бу Андерссону – без заложенной при нем диверсификации сборки заводу было бы труднее, - подытожил аналитик инвестиционного холдинга ФИНАМ Алексей Захаров.

А между тем Горьковский автомобильный завод демонстрирует высокую экономическую выживаемость. На фоне озвученных проблем с января 2014 года он вступит в достаточно напряженный период модернизации, которая необходима для выпуска машин семейства «NEXT».

Современные технологии позволят сваривать и окрашивать 8 различных типов кабин в автоматическом режиме в рамках единого технологического цикла. В одном потоке будут выпускать как существующие модели и модификации «ГАЗелей NEXT», «Бизнес»,  «Валдай», так и новинки, в том числе грузопассажирскую версию «ГАЗелей NEXT» с двухрядной кабиной, а также  новое семейство среднетоннажных грузовиков. Как стало известно «Правде ПФО», установка нового оборудования начнется в первых числах января. Модернизация производства будет вестись до конца месяца, в связи с чем работникам основного производства ГАЗа, по согласованию с профсоюзом, по окончании новогодних каникул будет предоставлен традиционный оплачиваемый корпоративный отпуск до конца января.

Торжественный пуск «ГАЗели NEXT»

Однако сотрудница ГАЗа Ирина (фамилию она по понятным причинам просила не называть) не исключает, что социальная политика, возможно, будет с «капиталистическим оскалом». «Я не думаю, что при таких издержках нам сохранят выплаты в полном объёме. Я работаю тут с 1998 года и помню, как нас держали на «сухом пайке». Среди работников давно ходит информация, что завод банкротят. Судя по объявлениям, управляющая компания до сих пор набирает рабочих, но все они требуются на контрактную сборку. Андерссон задушил собственное производство и спокойно ушел на АВТОВАЗ. Скоро и «Ладу Калину» с потрохами съест. Уж не знаю: радоваться этому факту или огорчаться», – поделилась с корреспондентом «Правды ПФО» сотрудница автогиганта и выразила мнение, что истоком проблем является вступление России в ВТО.

Тем не менее, заместитель директора Нижегородского филиала финансовой группы БКС Михаил Мартынов не согласен со всеобщим предположением, что ГАЗ находится в преддверье коллапса, и отверг предположение о том, что Всемирная торговая организация  может угрожать Горьковской площадке.

«Судя по тем отчетам, которые ГАЗ публиковал по итогам последних 9 месяцев работы, его финансовое состояние в этом году даже лучше, чем в предыдущем. То есть в абсолютном выражении прибыль выросла. Переход на четырёхдневку связан со снижением издержек, так как та продукция, которая производится,  рынком не востребована. Что касается ВТО, то на данном этапе на ГАЗ она не оказывает никакого влияния. Говорить о прогнозах преждевременно, особенно учитывая опыт Детройта. Если уж в такой благополучной стране, как США, происходят подобные вещи, то исключать ничего нельзя», – заявил «Правде ПФО» Михаил Мартынов.

Возможно, выбирая нового президента, Олег Дерипаска ориентируется по звездам

Наблюдатели также предполагают, что Олег Дерипаска с назначением нового президента «Группы ГАЗ» торопиться не будет, несмотря ни на какие экономические трудности. «Скорее всего, сейчас ищут человека с зарубежным опытом. Даже если они не смогут договориться до 1 января – что вполне вероятно –  на эту должность будет назначен либо директор по производству, либо директор по финансам  с приставкой «врио», – предположил в интервью «Правде ПФО» аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

Дивиденды этим летом ГАЗ

Дивиденды этим летом ГАЗ впервые заплатил с 2007 года, все ОК у них будет, выкарабкаются

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка