География и Путин выведут Чебоксары из транспортного тупика

28.06.2013-13:53
Версия для печати

Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Казань сделает в Чувашии две остановки

Анонсированное Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форуме выделение средств Фонда национального благосостояния на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань – отличная новость для жителей Чувашии. В данном случае, к счастью, от лоббистских возможностей властей республики мало что зависело: узловые пункты будущей ВСМ Нижний Новгород и Казань чисто географически сложно соединить как-то иначе, чем через Чебоксары – хотя на ранних стадиях проекта и обсуждался т.н. «северный ход» магистрали по левому берегу Волги. Едва ли не крупнейший транспортный тупик России, не попавший даже в широко анонсированную программу региональных авиаперевозок, высоких гостей которого ссаживают с поезда в полутора часах езды от города, имеет все шансы к 2018 году кардинально улучшить свою транспортную доступность. Худшее, что теперь может случиться – это отсутствие остановочных пунктов ВСМ на территории Чувашии, и тем более важно не допустить такую возможность.

Заявление Владимира Путина в рамках ПМЭФ широко комментируется различными интересантами уже несколько дней. «На нашей улице перевернулся грузовик с деньгами», - шутят в железнодорожной отрасли. Общая стоимость проекта оценивается почти в 1 триллион рублей, и государство из всероссийской «кубышки» - Фонда национального благосостояния готово вложить в проект на возвратной основе какую-то часть из анонсированных Путиным 450 миллиардов. «По нашим оценкам, расчеты в 928 млрд рублей, сделанные РЖД, близки к реальным. Мы ведем переговоры – и ВЭБ и его структуры – о наиболее оптимальных вариантах структурирования этой сделки. Понятно, что проект должен реализовываться с участием серьезных объемов финансирования со стороны государства. Мы в нынешней стадии подключены к обсуждению этой темы и готовы, естественно, и финансировать, и рассматривать в целом варианты поддержки этого проекта», – заявил глава ВЭБ Владимир Дмитриев, которого цитирует ИТАР-ТАСС. Помимо ВЭБа, интерес к финансированию проявили Газпромбанк, Сбербанк и ВТБ.

Впрочем, окупаемость инвестиций вызывает у экспертов вопросы. «В целом проект весьма неоднозначен из-за довольно высокой стоимости и в тоже время не до конца понятными рисками. Пока еще до конца не решены вопросы предоставления земли, затрат на инфраструктуру. По этим причинам окупаемость проекта в разумные сроки пока находится под сомнением, а значит привлечь частных инвесторов будет довольно трудно», – полагает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Но окупаемость, как часто бывает с государственными проектами, в данном случае дело десятое, гораздо важнее – выделение бюджетов. И достаточно ярким, по мнению экспертов, свидетельством того, что бюджеты есть, является активный интерес к проекту со стороны «Роснано». «Мы будем готовиться на большое заседание научно-технического совета РЖД по вхождению в этот проект всерьез», – заявил глава компании Анатолий Чубайс в эфире «Коммерсант FM». Правда, ровно в той же степени интерес Чубайса вызывает опасения за факт доведения проекта до конца – жители Чувашии, к примеру, могут наблюдать это на примере завода «Хевел».

Самый главный вопрос для руководителей шести субъектов РФ, через которые пройдет магистраль – это остановочные пункты на подведомственной им территории. И здесь уже статус региональных лидеров проявляется более ярко. Если вр. и. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев еще в рамках ПМЭФ уверенно сообщил журналистам, что на территории возглавляемого им региона ВСМ будет иметь две остановки – в Балашихе и «на уровне Ногинска-Электростали», то пресс-служба главы Чувашии Михаила Игнатьева, также присутствовавшего на ПМЭФ и даже вроде бы встречавшегося со старшим вице-президентом ОАО «РЖД» Валентином Гапановичем (временно повышенным на cap.ru до президента монополии), даже спустя несколько дней затруднилась с ответом на запрос «Правды ПФО», посоветовав обратиться в Минтранс республики.

Заместитель министра транспорта Чувашии Владимир Степанов, давно занимающийся проектом и не далее как 6 июня встречавшийся по этому поводу с первым вице-президентом ОАО «РЖД» Александром Мишариным, на вопросы «Правды ПФО» ответил более конкретно. «На сегодняшний день идет обоснование инвестиций в данный участок, в ближайшее время начнется проектирование. На территории Чувашской Республики планируется устройство двух остановочных пунктов. Минтрансом Чувашии 21 мая 2013 года проведено совещание о взаимодействии при реализации проекта федерального значения ВСМ-2, в котором приняли участие представители ОАО «Скоростные магистрали» и ОАО «Ленгипротранс» где предварительно согласован северный вариант трассы, проходящей по территории Чебоксарского района», - заявил Степанов «Правде ПФО».

Под «северным вариантом», скорее всего, имеется ввиду все-таки не обсуждавшийся на ранних стадиях план проложить дорогу через левобережную Волгу, а один из двух вариантов, на котором разработчик «Ленгипротранс» остановился позже. Они различаются только местом моста через Волгу на границе с Татарстаном и расположением дороги вблизи Чебоксар – «южный» вариант предусматривал дорогу через Абашево, «северный» - через Кугеси, что почти одинаково удобно для жителей Чебоксар. В саму столицу Чувашии ВСМ в любом случае не зайдет.

Если с одной остановкой на территории республики все более-менее ясно, то заявление Степанова о наличии в планах второго остановочного пункта на территории Чувашии – это настоящая новость. Местоположение «второй станции» Минтранс не называет, но «Ленгипротранс» предусматривает остановки через каждые 70 км маршрута – так что в данном случае речь, по мнению экспертов, может идти либо о Ядрине, либо о Козловке – но второй вариант слишком близок к Казани, так что скорее всего, праздник придет в Ядринский район. Правда, наличие оборудованных станций – вовсе не гарантия того, что поезд ВСМ будет на них останавливаться.

Эксперты также сомневаются в конкурентоспособности проекта. «Пока не ясно, как ВСМ будет конкурировать с авиаперевозками и с обычными поездами, а от этого напрямую зависит, смогут ли они обеспечить загрузку линии так, чтобы проект был окупаемым. По моим оценкам, необходимо обеспечить как минимум 40% загрузку поездов в первые два года, с ростом загрузки до 70-80% в будущем, и насколько это реально - пока неясно», - полагает Шенк.

Впрочем, в случае Чувашии о конкуренции речь может идти вряд ли. Авиаперевозки в республике ограничиваются одним ежедневным рейсом в Москву и периодически добавляющимися временными направлениями в курортные города типа Анталии и сибирские направления трудовой миграции из Чувашии вроде Сургута. Даже стартовавшая в апреле 2013 года программа региональных авиаперевозок до Чувашии так и не добралась – и шансов, что доберется, с каждым днем все меньше. Железнодорожные перевозки  в Чебоксарах настолько дороги и неудобны, что даже гостей Дня республики и лидеров думских парламентских партий, приезжающих в Чувашию, высаживают из поезда в Канаше и везут в Чебоксары на машине через перманентно ремонтирующуюся трассу М7. «Когда мне сообщили, что я выхожу в Канаше, а дальше еду на машине – я пришел в тихий ужас, потому что со школы помню, что вокзал в Чебоксарах вроде бы есть», - удивлялся недавно в интервью «Правде ПФО» модератор Чебоксарского экономического форума Михаил Делягин.

Таким образом, ВСМ для столицы Чувашии – едва ли не единственный шанс хоть как-то улучшить транспортную ситуацию. Правда, не факт, что это обрадует власти республики: с 2011 года в Чувашии резко усилился миграционный отток населения, а с помощью ВСМ Москва и другие крупные города станут намного  доступнее. Так что те, кто захочет уехать из Чувашии, смогут сделать это еще быстрее.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Комментарии

Жаль, что материал появился

Жаль, что материал появился сегодня. С 1 июля стартует конкурс на лучший материал о железной дороге! Можно было бы принять участие.

Добавить комментарий

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Вы не робот? Напишите символы, изображенные на картинке сверху. Это избавит нас от спама.  Произнести проверочный код