Игнатьев объявил войну РЖД после подписания договора с железнодорожниками

23.09.2013-14:49
Версия для печати

Поручение главы Чувашии разобраться с тарифами монополии противоречит соглашению республики с ОПЖТ

Чувашское УФАС вновь взялось за одного из своих «любимых» клиентов: антимонопольное ведомство имеет давнюю историю претензий к ОАО «РЖД», руководитель службы Игорь Артемьев называет компанию Владимира Якунина не иначе как «советской монополией», а ситуацию с тарифами РЖД – «доходящей до безумства». Правда, на этот раз внимание чиновников чувашского УФАС к ценам на проезд в фирменном поезде Чебоксары-Москва стало следствием не собственной инициативы, а обращения республиканского Минэкономразвития, выполняющего, в свою очередь, поручение главы республики Михаила Игнатьева «найти пути к снижению стоимости проезда на железнодорожном транспорте». Вот только ситуация получается неловкая:  поручение свое Игнатьев дал 16 сентября, всего через 5 дней после того как подписал соглашение с Объединением производителей железнодорожной техники (ОПЖТ).  А не далее как 10 сентября ОПЖТ заявило, что тарифы РЖД обязательно нужно повышать, иначе инвестиционная программа монополии, а с ней и загрузка мощностей чувашских машиностроительных предприятий, окажется под угрозой.

Одним из многих показателей, по которым Чувашия отстает от среднероссийского уровня, является инфляция. По оценкам минэкономразвития республики, за 8 месяцев 2013 года она составила в Чувашии 4,8% при 4,5% по ПФО и России в целом. И наибольший вклад в нее вносят, по словам министра Алексея Табакова, тарифы на пассажирские перевозки.

«В пригородных поездах они возросли на 22%, тогда как по России – всего на 3,9%», – посетовал Табаков, докладывая 16 сентября Михаилу Игнатьеву, и немедленно наткнулся на жесткую отповедь главы республики. «Какие меры приняли? Надо же копаться в этих цифрах. Поручаю министерству транспорта и республиканской службе по тарифам разобраться. Такого не должно быть», - заявил Игнатьев.

Хотя, вообще-то, недовольство высказывалось по поводу цен на пригородные перевозки, а поручение давалось Минтрансу и службе по тарифам, за дело взялось именно Минэкономразвития и именно по фирменному поезду «Чувашия». Уже 18 сентября проправительственное ИА «Регнум» сообщило, что министерство успело подготовить аналитическую справку и направить ее в УФАС по Чувашии, а там уже начали соответствующую проверку.

Цены на фирменный поезд, соединяющий столицу Чувашии с федеральным центром, и правда, далеки от какого-либо намека на логику. Пусть даже определенная часть пути проходит по извилистой и неэлектрифицированной дороге Чебоксары-Канаш, но даже при посадке в Канаше фирменный поезд «Чувашия» является феноменом тихоходности и дороговизны. Зачастую гостей Чувашии даже не довозят на поезде до Чебоксар: федеральные селебритиз выходят в Канаше и добираются до Чебоксар по перманентно ремонтирующимся автодорогам А151 и М7. Республиканские чиновники, чтобы добраться до Москвы, тоже зачастую садятся на проходящие поезда в Канаше или даже в Шумерле – несмотря на ремонты автодорог, все равно получается быстрее, чем на чебоксарском поезде. Что до обычных жителей, то постоянно повышающаяся стоимость суточной парковки на находящихся близ канашского железнодорожного вокзала платных стоянках красноречиво свидетельствует, какой именно способ доехать до Москвы приобретает все большую популярность в Чувашии.

Федеральная антимонопольная служба, взявшаяся за дело, с компанией Владимира Якунина воюет давно и увлеченно. Не далее как 23 июля она уже выявила нарушения в ценообразовании на ряд фирменных поездов, включая и чебоксарский – и потребовала устранить нарушения. Тогда же глава ведомства Игорь Артемьев раскритиковал политику РЖД по целому ряду направлений.

«Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые сегодня существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать, и все это за счет потребителя…  Сама монополия остается типично советской монополией, в абсолютно советских проявлениях. Еще некоторое время она сотрудничала с ФАС, с правительством в части дальнейших шагов по созданию конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Но сейчас она все блокирует, она не сотрудничает и становится нашим вторым железнодорожным «Газпромом», - цитирует главу ФАС агентство ИТАР-ТАСС.

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев

Чувашское УФАС также не впервые берется за РЖД. В 2012 году оно уже штрафовало «дочку» ОАО «РЖД» – «Федеральную пассажирскую компанию» (ФПК) – почти на 300 тыс. рублей за необоснованное сокращение числа плацкартных вагонов в фирменном поезде «Чувашия». Заместитель начальника отдела товарных рынков УФАС по ЧР Николай Иванов подтвердил «Правде ПФО», что проверка по обращению Минэкономразвития началась – но сообщил, что об ее итогах пока докладывать рано, так как ФПК пока даже не ответила на письмо ведомства. Ответ, кстати, может и не поступить вовсе – не далее как 22 августа ФАС уже судилась с ФПК именно из-за непредоставления информации.

Лобби РЖД на самом верху позволяет компании делать иногда весьма смелые заявления. «Хватит обманывать друг друга: пассажирские компании никогда не выйдут на окупаемость. Нужно раз и навсегда решить: либо РЖД поддерживается на правительственном уровне, либо нет», - считает Максим Шнейдер, начальник центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «Российские железные дороги».

Пригородные перевозки в Чувашии уже стали однажды предметом скандала: в 2012 году республика накопила долг перед перевозчиком ОАО «Содружество», и в результате компания снизила количество вагонов в пригородной электричке до Канаша. Возмущенные дачники вышли на рельсы и заблокировали путь. Разбираться пришлось на уровне председателя чувашского правительства Ивана Моторина.

Дачники с билетами на руках не смогли сесть в единственный поданный вагон до Канаша

Но в ситуации с поездом Чебоксары-Москва более важно другое. Свой кавалерийский наскок на алчных монополистов из РЖД Игнатьев сделал практически сразу по возвращении из подмосковной Щербинки, где проходил «Форум 1520». В рамках форума ОПЖТ сделало заявление о своей крайней обеспокоенности планами федерального правительства по отказу от индексации тарифов ОАО «РЖД» в 2014 году. «При этом будет нанесен тяжелый урон технологическому сектору отечественной экономики, фактически законсервирован за Россией статус «сырьевого придатка», - говорилось в распространенном объединением 10 сентября заявлении.

А 11 сентября ОПЖТ заключило соглашение с Чувашией. «Стороны договорились создавать оптимальные условия для развития железнодорожного машиностроения, способствовать инновационным разработкам для нужд железнодорожного комплекса, стимулировать процессы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров в сфере железнодорожного машиностроения, а также сотрудничать по другим направлениям», - сообщила пресс-служба главы Чувашии.

Михаил Игнатьев и президент ОПЖТ, вице-президент ОАО «РЖД»  Валентин Гапанович на форуме EXPO 1520 в Щербинке

Далее последовало возвращение Игнатьева в Чебоксары и неожиданное поручение правительству «обсудить с представителями РЖД пути к снижению стоимости проезда на железнодорожном транспорте», увенчавшееся подключением к делу ФАС. Каждое из этих трех действий по отдельности, вероятно, является оправданным с точки зрения интересов региона – но, будучи произошедшими друг за другом в течение одной недели, события сложились в весьма неприглядную картину. Чуть более 2500 лет назад из-за чего-то подобного началась Троянская война.

Поистине византийское коварство Игнатьева по отношению к РЖД, возможно, свидетельствует, что глава республики учится быть настоящим политиком – а это, как известно, дело весьма циничное. Но эксперты полагают, что Игнатьев, скорее всего, просто не прочувствовал логическую цепочку «повышение тарифов на железнодорожные перевозки – увеличение бюджета инвестпрограммы РЖД – загрузка машиностроительного комплекса Чувашии» – и, что называется, рубанул с плеча в духе радеющего за вселенскую справедливость супергероя из комиксов.

Популярный в чувашском интернете коллаж «Игнатьев – капитан Чувашия»

Зачем было поручать «разобраться с РЖД» сразу после заключения соглашения о подъеме за счет средств РЖД переживающей тяжелый спад чувашской промышленности, не лучше ли было попытаться хотя бы немного развести эти действия по времени – наблюдателям непонятно. Так что если ожидаемого в связи с подписанием соглашения с ОПЖТ роста в чувашском машиностроении не произойдет – руководству монополии будет чем объяснить свое охлаждение к Чувашии.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

Молодец Игнатьев. А Иванов

Молодец Игнатьев. А Иванов опять нападки необоснованные строчит за 33 шекеля.

Это многоходовая и хитрая

Это многоходовая и хитрая комбинация. Начнут действовать сезонные коэффициенты на ж/д перевозки – можно будет, как бы между прочим, объявить, что это было предметом обсуждения в рамках договоренности от 11 сентября (дата-то какая!). Ну, а если охлаждение станет явным, то подключится пресс-секретарь, который скажет, что никто и никому никаких поручений не давал и вообще все главу не так поняли, а минэкономразвития по собственной инициативе обратилось в УФАС. Ну и пинка очередного Табакову влепят или совсем выгонят.

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка