Московский мост в Чебоксарах разрушается без федеральных денег

16.06.2014-17:30
Версия для печати

Региону нужен дополнительно 1 млрд рублей на реконструкцию сооружения

Движение по связывающему два берега чебоксарского Залива Московскому мосту планируется полностью восстановить к 20 июня. Последствия произошедшего 10 июня обрушения его части, таким образом, на первый взгляд могут ограничиться однодневным транспортным коллапсом в городе и обилием созданных жителями Чувашии интернет-мемов по этому поводу. Громких отставок не произошло, а глава Чувашии и вовсе публично сделал вид, что ничего не случилось. Между тем куда важнее в создавшейся ситуации – понять, почему обрушение произошло и осознать, что история с Московским мостом, по-существу, только начинается. Сооружение совершенно точно не простоит до 2019 года – или оно будет разрушено в ходе плановой реконструкции, или будет закрыто из-за аварийного состояния. Но из общей сметы проекта в 1,6 млрд рублей пока есть ясность только по 740 млн, и где взять остальные средства – непонятно. Да и упомянутые 740 млн записаны в распоряжении Дмитрия Медведева с оговоркой «в пределах сумм федерального бюджета», что не исключает их секвестра из-за Крыма.

Среди панических городских слухов, циркулировавших по Чебоксарам в праздничные дни, большую популярность приобрела конструкция «а вы представляете, что могло произойти, если бы ремонт не начали?» с рисованием в воспаленном воображении падающих в 10-метровую яму троллейбусов и прочей апокалиптики. Между тем обрушение произошло не во время, а именно что из-за ремонтных работ: если бы не был снят слой асфальта, никакой ямы не образовалось бы.

Московский мост 10 июня

«Мы проводили плановый ремонт Московского моста, заменяли деформационные швы. В ночь с 9 на 10 июня прошел сильный дождь. Прогноз погоды мы знали, сделали мы здесь достаточно – обложили песками и водный поток направили на края моста. Но это не спасло, поскольку поток был очень сильный. <…>В обед мы положили песок – завезли 4 машины. Затем заложили бетон. В 15.00 вновь пошел дождь. О нем мы тоже знали и отвели воду на крайние полосы. А транспорт ходит по мосту, мы его остановить не можем. Он все время добавлял нам воды – мало того, что с неба шел дождь, так еще и добавлялась вода с проезжей части. Конструкция не выдержала – и вместе с бетоном все оказалось внизу.  Причем вновь образовавшаяся полость оказалась больше. Если утром ее размеры были примерно 3x5 метров, то повторное обрушение увеличило полость до 3x10 метров. Даже погнуло проезжую часть», – так прокомментировал случившееся главный инженер управления ЖКХ администрации Чебоксар Андрей Дьяков.

А вот почему ремонтные работы вообще проводились и, в частности, проводились в дождь – вопрос более важный. Реконструкция моста, возведенного в 60-е годы, назрела давно, и состояние моста чиновники не скрывают – «предаварийным» называл его глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков еще на встрече с жителями в прошлом году. Но деньги на федеральном уровне удалось выбить только в рамках подготовки к юбилейным датам Чувашии в 2019-2020 годах: 28 января 2013 года Дмитрий Медведев подписал соответствующее распоряжение, оговорившись, правда, при этом, что суммы выделяются «в пределах средств, предусматриваемых указанным органам в федеральном бюджете на соответствующий период». Похоже, республиканское правительство не обратило внимания на эту оговорку, а зря: в первом же принимавшемся после распоряжения федеральном бюджете 2014 года все «юбилейные» чувашские деньги попали под секвестр. И это – еще до возникновения «крымского вопроса».

Фрагмент распоряжения федерального правительства от 28 января 2013 г. №74-р О праздновании 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области

Другой проблемой является обозначенная в распоряжении Медведева сумма: 740 млн рублей предусматривается потратить в софинансировании - по 370 млн из федерального бюджета и из республиканского. При этом в самой горадминистрации проект уже после выхода распоряжения оценили в 1,6 млрд рублей. Откуда возьмется еще почти миллиард – непонятно до сих пор. Глава Чебоксар Леонид Черкесов пытался поднимать этот вопрос в феврале на совещании по транспортной инфраструктуре у Михаила Игнатьева – но глава Чувашии весьма жестко его оборвал и заверил, что волноваться не о чем. Знает ли Игнатьев о нехватке 912 миллионов рублей на реализацию важнейшего градостроительного проекта, а если знает, то где планирует их взять – осталось неясным.

О самой технологии реконструкции «Правда ПФО» уже писала – вплотную к нынешнему Московскому мосту должен быть построен новый, после чего нынешний мост идет под полный демонтаж, и затем на его месте строится вторая половина нового шестиполосного сооружения. Согласно графику проведения работ, первая половина нового моста должна быть построена уже в 2015 году, а под демонтаж старый мост пойдет в 2016-м. Но в ситуации, когда с деньгами на проект наблюдается очевидная напряженность, неудивительно, что в городе решили затеять независимый от капитальной реконструкции косметический ремонт швов, и провести его в этом году. Приближение республиканского праздника 24 июня заставило форсировать сроки вне зависимости от погоды. К чему это привело, чебоксарцы оценили 10 июня сполна.

«Мы считаем, что здесь недоработка подрядной организации. Поэтому, в первую очередь, мы будем решать с ними. Бюджетные средства использованы не будут», - заявил журналистам глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков 11 июня. В этой связи в местной блогосфере вспомнили, что выполняющий работы «Мостоотряд-41» является частью компании «Мостотрест», подконтрольной небезызвестным братьям Ротенбергам, у которых, по удивительному совпадению, республика как раз недавно взяла кредит на 1 млрд рублей. Теории заговора, однако, здесь не получается: именно «Мостоотряд-41» и сооружал мост в 1969 году, когда 17-летний Аркадий Ротенберг еще даже не приступил к занятиям дзюдо вместе с Владимиром Путиным. А «Правда ПФО» уже писала, что дворовый принцип «кто придумал, тот и водит» иногда применяется в Чувашии в самом что ни на есть буквальном смысле.

Поведение чебоксарцев в условиях ЧП достойно отдельного упоминания. Шутка «у нас теперь как в Питере – тоже мосты развели» стала 10 июня для жителей столицы Чувашии суровой реальностью: у троллейбусов не было возможности для объезда, и они просто встали.Но к счастью, зафиксированы случаи, когда частные автовладельцы бесплатно перевозили людей с одного берега Залива на другой через объездную улицу Константина Иванова. На местном форуме «За рулем» и в социальных сетях тем временем народ упражнялся в остроумии. Были придуманы новые города Северочебоксарск и Южночебоксарск, создатели фотожаб сажали на край десятиметровой дыры в мосту персонажей интернет-мемов Упоротого Лиса и Киану Ривза (а комментаторы пытались уточнить, кто из этой пары символизирует Черкесова, а кто – Ладыкова), попадались и откровенно фейковые творения, вызывавшие у незнакомых с ситуацией полуобморочное состояние.

Образец народного творчества

Не обошлось и без попыток, что называется, поплясать на костях. Каждый оказавшийся на месте трагедии обладатель смартфона с камерой пытался объявить произошедшее чуть ли не своим эксклюзивом. СМИ принялись обвинять друг друга в воровстве фотографий, хотя все делали примерно одни и те же кадры с одних и тех же ракурсов (особенно характерно выглядело фото ямы на фоне недостроенного, а теперь уже скорее недоснесенного «Сувар-отеля»). Некоторые входящие в «игнатьевский пул» журналисты быстро забыли о «стабильной социально-экономической ситуации в республике», как только замаячила перспектива выйти в прямой федеральный телеэфир в качестве поставщика жареной информации из Чувашии. Руководители интернет-порталов публично хвастались количеством «лайков» к своим публикациям об обрушении моста.

Тем временем у трагедии появились и положительные последствия. Проблемный участок городские власти приняли решение дополнительно забетонировать – хотя первоначально это не планировалось. На планерке в администрации Чебоксар 16 июня Алексей Ладыков вновь подтвердил, что сроки ремонта должны быть выдержаны и взял на себя часть вины за произошедшее. «Недооценили ситуацию, нужно принять меры. Разбор ситуации мы уже начали – но таких ситуаций быть вообще не должно. Я, конечно, благодарен тем, кто оказал помощь – «Чувашавтодору» в первую очередь, троллейбусному управлению, «Зеленстрою», «Водоканалу» и другим предприятиям – но, повторю, данной ситуации вообще не должно было быть. Наша задача обеспечить стабильную жизнь в городе. А это ЧП. Мы могли это предвидеть, но недоработали. Таких ситуаций впредь повторять нельзя. Поэтому: меры принять, подход изменить», - заявил Ладыков.

Московский мост 16 июня

Что до главы Чувашии – то он обрушения как будто не заметил вовсе. Утром 11 июня на заседании кабинета министров Михаил Игнатьев долго поздравлял всех собравшихся с прошедшим праздником медицинского работника и наступающим 20-летием Госсовета, после чего призвал министров работать над тем, «чтобы и дальше социальное самочувствие людей улучшалось», и темы моста не коснулся вовсе.На выходных глава встретился с блогерами из придуманной в Чебоксарах «экспедиции «Россия», а также съездил поразвлечься на Акатуй в родной Чебоксарский район – но если кто в эти дни и пытался донести до Игнатьева информацию об обрушении, то бесполезно: 16 июня на своей «еженедельной встрече» с министрами руководитель региона вновь Московский мост не упомянул вообще.Народ Чувашии, конечно, вряд ли всерьез ожидал от Михаила Игнатьева театральных жестов и громких отставок – но получилось, что руководитель региона вообще никак публично не выразил свое отношение к произошедшему.

Михаил Игнатьев на празднике «Акатуй» в Чебоксарском районе

Наблюдатели в этой связи вспоминают трагедию 2013 года. Гибель 10 человек из Чувашии в ДТП застала Игнатьева в Китае, и пользователи интернета спросили у руководителя региона через его «прямой канал связи» в Twitter, собирается ли Игнатьев прерывать поездку в Китай и объявлять в республике траур. «В связи с чем?», - ответил тогда пользователям Twitter глава.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Loading...

Комментарии

Йетот президент б/у всё

Йетот президент б/у всё улыбается :((( Он, походу, доулыбается...  

Хороший двузначный заголовок.

Хороший двузначный заголовок. С одной стороны создается ощущение недостаточности финансирования  для приостановления разрушения моста, а с другой стороны формируется стойкое ощущение, что финансы и техническая деградация моста- не коррелированные процесы.

Строения иногда ломаются.

Строения иногда ломаются. Какое это имеет отношение к власти? В СМИ не упоминается заключение независимых экспертов о техническом состоянии и причинах разрушения. Это и настораживает

Добавить комментарий

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Вы не робот? Напишите символы, изображенные на картинке сверху. Это избавит нас от спама.  Произнести проверочный код