Вузам Чувашии придется доказывать эффективность на 40 листах отчетных таблиц

16.08.2013-13:11
Версия для печати

В этом году мониторинг высших учебных заведений проходит по новым правилам

В  вузы Чувашии поступил приказ  министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова о проведении нового мониторинга эффективности. В срок до 16 сентября они обязаны предоставить ведомству данные о своей деятельности. В прошлом году аналогичному предписанию руководство высших учебных заведений не придало большего значения. Предполагалось, что происходит составление дежурного отчета, в который вникать толком никто не станет. А в итоге разразился громкий скандал. В числе вузов с признаками неэффективности тогда попали Чувашский педагогический университет, Чувашская сельхозакадемия, три филиала Чувашского госуниверситета и некоторые другие. Нынче, по мнению наблюдателей, картина будет несколько иная. И в самих вузах к мониторингу отнесутся со всей серьезностью, и в Москве постараются не рубить сплеча.

Поступление директивы из Москвы для чувашских вузов оказалось сродни приказу о всеобщей мобилизации. «У нас незамедлительно состоялось совещание по данному вопросу, все подразделениям розданы соответствующие задания, - сообщил «Правде ПФО» представитель пресс-службы ЧГУ, кандидат наук Анатолий Данилов. – Особое внимание уделим  филиалам. Они необходимы нашей республике. И профессиональный уровень там достаточно высок. К примеру, в Алатырском филиале более  60 процентов преподавателей – кандидаты наук».

Аналогичная работа ведется и в Чувашском педагогическом университете. Как и везде, тут придется своротить бумажные горы. «Заполнению подлежат 40 листов отчетных таблиц, - сообщил «Правде ПФО» источник в вузе. - Само собой, указывается форма собственности, профиль деятельности, количество студентов и аспирантов,  средний балл ЕГЭ, бюджетные и платные места. Следует привести  сведения о научных и инновационных подразделениях, источники финансирования, плоды научной деятельности, патентную активность, коммерциализацию технологий. А «перепись» сотрудников включает в себя уровень образования, гражданство,  степени,  возраст...»

Эксперты отмечают, что в этом году мониторинг  будет проводиться по измененным правилам. «В нем примут участие все государственные и негосударственные вузы, появится новый, шестой показатель – трудоустройство выпускников, - сообщили «Правде ПФО» в Минобрнауки РФ. - Он будет рассчитываться по количеству выпускников, не обращающихся в службу занятости в течение первого года после окончания вуза. Планируется развести учебные заведения по специфике, сформировав для каждой профильной группы дополнительные и скорректировав базовые показатели мониторинга. Будет введено шесть групп по специфике вузов: творческие, спортивные, медицинские, сельскохозяйственные, транспортные, силовой и военной направленности. В зависимости от группы будет введен дополнительный показатель мониторинга».

В отличие от прошлого года вузы заранее знают показатели, по которым их будут оценивать. И уже сейчас прикидывают свои шансы. «Введение седьмого показателя для вузов со спецификой для нас имеет благоприятное значение, – заявила «Правде ПФО» ректор ЧГСХА Людмила Линик. - Нам не стоит волноваться и за критерий общей площади учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента. Здесь превышаем пороговое значение на 36 %».

В мониторинге эффективности большое значение, естественно, придается экономическим показателям. Средства на высшее образование выделяются немалые. И отдача должна быть соответствующая. «В 2011 году общий объем средств академии составлял 227 млн. рублей, а в 2012 году этот показатель составил 250 млн. рублей, – продолжает Линик. – Нашим учредителем – Минсельхозом России – принято решение о выделение финансовых средств в размере 37 млн. рублей на реконструкцию студенческого общежития. Часть этих средств поступила в 2012 году, а значительная часть поступит в 2013 году. Кроме того, на стадии согласования находится вопрос о выделении в следующем году материальных средств на строительство двух мини-ферм, а также приобретении различного оборудования для лабораторий и ветеринарной клиники. Речь идет о дополнительном финансировании порядка 50 млн. рублей».

Эффективен ли сам мониторинг эффективности? «Все зависит от  критериев. К некоторым из них все же приходится подходить критически, – заявил «Правде ПФО» доктор наук, главный научный сотрудник гуманитарного института Иван Бойко. – Например, есть пороговое значение показателя   средних баллов ЕГЭ абитуриента  - 60. Подразумевается, что  абитуриенты с высокими оценками поступают в более эффективные вузы. Но очевидно, что по этому критерию некоторые вузы обречены на роль аутсайдеров. Скажем, в ту же Чувашскую сельхозакадемию поступают сельские школьники, у которых баллы изначально ниже, чем у выпускников городских школ. Да и не могут аграрные профессии сравниться по популярности с юридическими или медицинскими специальностями».

Тема критериев при ближайшем рассмотрении оказывается просто неисчерпаемой. «Вузы будут оценивать и по показателю трудоустройства выпускников, – рассказала «Правде ПФО» Людмила Линик, – Но многие не спешат устраиваться по специальности. Среднемесячная зарплата в республике составляет 17,5 тысяч рублей. В  финансово-экономическом секторе – около 30 тысяч рублей. А на предприятиях АПК колеблется в районе всего чуть более 10 тысяч рублей. Закономерен вопрос – куда пойдет трудоустраиваться наш выпускник? Еще пример – иностранцы по специальностям  выбирают профили медицины, добывающей промышленности, электроэнергетики, но отнюдь не сельское хозяйство. И по этому показателю наш вуз будет проигрывать. Но определенные шаги и в этом направлении предпринимаются. В 2014 году в нашем вузе планируется открытие отдела по международной деятельности по подготовке специалистов технического и экономического профиля из числа иностранных граждан».

Эксперты единодушны во мнении, что мониторинг не может служить универсальной оценкой для высших учебных заведений. Но он позволяет выявить слабые места, взглянуть на себя со стороны. 

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

А что, хорошее дело. Еще бы

А что, хорошее дело. Еще бы этот мониторинг был размещен на сайтах вузов в открытом доступе. Чтобы все могли с ним познакомиться и сопоставить представленные отчеты с действительным состоянием дел.

А стоит ли вообще заниматься

А стоит ли вообще заниматься бумажной чепухой.Все знают свои недостатки, сосредотолись бы на их исправлении.

Как вообще эффективность

Как вообще эффективность образовательной деятельности вузов зависит от среднего балла ЕГЭ, да еще и за прошлый год? Почему численность иностранных студентов является показателем эффективности Российских вузов? Как можно учитывать затраты на науку на всех штатных и внештатных ППС, когда внештатный сотудник ведет основную научную деятельность по постоянному месту работы? Как долго еще будут разваливать Российскую высшую школу? Вопросов много, а ответы кто нам даст?

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка