Вещи появляются в пространстве балкона

16.02.2018-14:10
Версия для печати

Искусствовед Мария Готлиб в ФБ рассказывает о новой выставке четы Бамбуриных, открывшейся в ЧГХМ.

Вот буквально только что у нас (на Калинина, 60) открыли выставку Володи и Алёны Бамбуриных. И это совершенно потрясающе!

Вот я смотрела, смотрела, как вещи появляются в пространстве музейного балкона – и вдруг она случилась, как взрыв.

Володины работы мы видим день за днём в соцсетях, на красивых фотографиях и видео, наблюдаем, как они рождаются, видим на выставках и просто на музейном столе по 1-2 за раз. Но что их такое количество, сложно себе представить. Вчера, пока набирала этикетки, ощутила это во всем масштабе. Это звучало эпически, как список кораблей, как стихи с мощной, бесконечно длящейся анафорой, как молитва.

Блюдо, совок, ложка,

ложка по древнерусским мотивам,

ложка со львом, ложка с попугаем,

ольха, ива, вишня,

морёный дуб,

березовый сувель, тонированный золотым маслом.

Рыба, рыба, рыба

Большая рыба

Большая Рыба,

Раковина галеотис

ольха, груша, вишня

Николай Чудотворец

О, Николай Чудотворец!

Олипий Печерский!

Богородица!

липа, груша, акация,

красное дерево, дерево венге...

И это лилось, лилось без конца, обволакивая нёбо сладостью, янтарным мёдом и жгучей страстью...

А у Алёны только и было, что 6 работ, 3 этикетки, 2 серии.

Вот уже целый год у меня есть шпилька, сделанная Володей. Нет волос, но есть шпилька. И время от времени я её достаю, трогаю, глажу – и кладу на место, ничего от нее больше не надо. Вот и все его работы, они такие. Совок или там блюдо – они не для, а сами по себе. Как очень точно просказал сквозь топот кадет директор, он раскрывает энергию дерева. Именно так. Только ради энергии, струящегося изнутри тепла и света и стоит обращаться к этим вещам. А ещё трогать: глаз недостаточно. Я не знаю, что будут делать смотрители, но не касаться их невозможно.

Удивительны рыбы! Глаз включается в ритм чешуи, в смотрение чешуи, в стояние, пред-стояние, и будто впадаешь в транс. В нем, в безвременье, в своем ритмичном теченье живёт автор, прерываясь, чтобы сделать вдох – и вернуться обратно. Они, парящие под потолком без подставок и пьедесталов, как должны они жить в хозяйстве владельца? Только в любящих тёплых руках – трогать и наполняться.

Но рассеянные в огромном холодном пространстве зала кажутся рассеянными, маленькими и одинокими. Казались. Пока не явились картины.

Огромные, полные света и цвета пятна тут же собрали, соткали кокон, наполнили зал – и он зажил, мерцая фактурой, вскрывая краски.

Алёну мы не видели давно. Ни в сетях, ни на выставках, ни живьём, и то, что видим сейчас, оно совершенно другое. Фотографии не передают даже сотой доли эффекта. Светоносная, живая вибрирующая поверхность. Отсутствие страха перед свободной плоскостью, перед молчанием, паузой. Совсем не важно, что за предметы вплетены в эту тихую ясную жизнь. Только цвет, только эмоции. Созерцать, вступая в длительный диалог. Нет, не говорить: вибрировать и дышать.

Автор блога: