Родной язык до Москвы доведет

09.11.2017-13:20
Версия для печати

«Татар-информ» опубликовало предложения Татарстана по решению проблемы изучения родных языков в регионах России.

(Казань, 8 ноября, «Татар-информ», Надежда Гордеева). Необходимо организовать совместную с Минобрнауки РФ работу по внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты с обязательным участием в этой работе представителей регионов. Об этом заявил сегодня на 33-м заседании Госсовета РТ глава Минобрнауки РТ Энгель Фаттахов, выступая с докладом по теме преподавания и изучения государственных языков РТ и родных языков народов, проживающих в республике.

«Сегодня мы особенно ощущаем, что сохранение и развитие родных языков требуют государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Необходима дальнейшая модернизация региональной и федеральной нормативно-правовой базы, которая не будет содержать коллизий, неотрегулированных зон, не будет допускать различные трактовки и, при этом, будет отвечать требованиям времени и потребностям обучающихся», — сказал вице-премьер.

Он отметил, что школы в своей работе руководствуются действующим федеральным и республиканским законодательством, федеральными государственными образовательными стандартами. «В них предусмотрено обязательное изучение русского языка как государственного языка РФ, а также возможность изучения государственных языков республик России и родных языков из числа языков народов РФ», — констатировал министр.

При этом, по его словам, в правоприменительной практике возникают сложности. В частности, в федеральных государственных образовательных стандартах и примерных программах не до конца определены механизмы изучения татарского языка как государственного языка Татарстана.

«В стандартах и примерных программах изучение государственных языков республик Российской Федерации декларируется, но соответствующей предметной области или учебного предмета нет. В вариантах учебных планов примерных основных образовательных программ также нет учебного предмета “Государственный язык республик Российской Федерации”. По данным вопросам мы неоднократно обращались в федеральное министерство, вели консультации», — подчеркнул Энгель Фаттахов.

«Официальная позиция Минобрнауки России заключалась в том, что изучение государственных языков республик Российской Федерации может быть организовано в рамках предметной области «Родной язык и родная литература». В принципе, учитывая тот факт, что государственный язык республики — это и есть родной язык, получивший особый правовой статус на определенной территории, то данный подход, согласованный с федеральным министерством, никогда не вызывал вопросов», — продолжил он.

Вице-премьер проинформировал, что на сегодняшний день продолжаются консультации с Министерством образования и науки РФ. Он также озвучил предложения для переходного этапа.

«Разработать варианты учебных планов для начального и основного общего образования, в которых в обязательной части учебного плана в рамках предметной области “Родной язык и родная литература” будет возможность выбирать и изучать родной язык — русский, татарский, чувашский, удмуртский, марийский, мордовский и т.д. — в объеме 2 — 3 часов. В то же время будет изучаться государственный, татарский язык, в объеме 2 часов всеми обучающимися. В старшей школе, 10 – 11-х классах, изучение татарского языка как государственного языка Республики Татарстан предлагается организовать на добровольной основе», — сообщил глава Минобрнауки РТ.

В сложившейся ситуации, по его мнению, такой подход мог бы стать компромиссным решением. «Это позволит довести объемы изучения русского языка до рекомендуемых Минобрнауки России; обеспечить выбор родного языка по заявлению родителей в рамках предметной области “Родной язык и родная литература”; сохранить возможность изучения татарского языка как государственного языка в обязательной части программы, но с меньшими объемами; обеспечить добровольность изучения государственного татарского языка в старшем звене», — высказался Энгель Фаттахов.

Он рассказал, что в последние дни руководство республики вело переговоры с Администрацией Президента России по поводу возможности принятия данного варианта. «На очередной встрече с министром образования и науки РФ Ольгой Юрьевной Васильевой она подтвердила готовность согласовать данное компромиссное решение. Соответствующее письмо от министерства мы ожидаем получить на следующей неделе», — резюмировал министр.

Автор блога: