Привыкла действовать вопреки

18.09.2018-13:44
Версия для печати

Прадедом Аллы Покровской был Иван Яковлевич Яковлев,  чувашский просветитель. Сын актрисы Михаил Ефремов, будучи в Чебоксарах, очень подробно интересовался своей родословной, чувашским менталитетом. Материал, приуроченный к дню рождения Аллы Покровской – на сайте eg.ru

Она всегда сознательно уходит в тень и при этом уже не одно десятилетие остается на виду. Сегодня свой день рождения празднует актриса Алла Покровская

Есть известные женщины, которые удачно вышли замуж, есть те, кто имеет знаменитых родителей. Есть и такие, кто воспитал выдающихся детей. Алла Борисовна, родившаяся 18 сентября 1937 года, – и то, и другое, и третье, но слава народной артистки РСФСР, профессора и режиссера Покровской всегда была своя собственная. А когда актрису спрашивают, благодаря чему  или вопреки это произошло, она отвечает: «Конечно, благодаря тому, что я всегда делала вопреки».

 

Дитя многих талантов

Прадедом Аллы Покровской был Иван Яковлевич Яковлев, известный чувашский просветитель, создатель чувашского алфавита. Сын актрисы Михаил Ефремов, будучи в Чебоксарах, очень подробно интересовался своей родословной, чувашским менталитетом и очень обрадовался, узнав, что чуваши считаются людьми с бурным темпераментом.

Кадр из фильма «Граница. Таежный роман», 2001 г. Справа Михаил Ефремов

Видимо, неукротимая энергия с детства бродила и в самой Алле, хотя девочкой она была послушной. Отец – знаменитейший оперный режиссер Борис Покровский, создатель Камерного музыкального театра, и мама – режиссер Центрального детского театра (ныне РАМТ) Анна Некрасова, не могли уделять дочери много внимания. Например, ее не учили иностранным языкам, хотя  бабушка Аллочки знала целых 12. Это ее и погубило: в 30-е годы будущая бабушка Аллы попала в лагерь за «связь с иностранцами» и там умерла от голода.

В детстве Алла занималась «невинной» гимнастикой и хотела быть либо балериной, либо актрисой, ведь ее даже назвали в честь великой Аллы Тарасовой. Но авторитетные родители не стеснялись подводить девочку к зеркалу и говорить: «Посмотри на себя, куда тебе на сцену? Вот учитель из тебя получится хоть куда». Алла очень сильно горевала, услышав родительскую отповедь. И настолько не верила в себя, что не занималась ни в каких драмкружках, а решила поступать в педагогический и стать филологом.

 

Правда жизни

За год она поняла, что филология не для нее. Стала все-таки ходить в театральный кружок, а летом, дождавшись, когда родители уедут в отпуск, подала документы в Школу-студию МХАТ. Она успешно прошла туры, но тут уже переполошились педагоги: как это дочь Покровского к ним поступает, а от Бориса Александровича ни слуху ни духу, видимо, он против? Аллу зачислили вольнослушательницей и только через год приняли в полноправные студентки.

Это было время, когда делал первые шаги «Современник» под руководством Олега Ефремова. Молодые студийцы помогали новому театру, таскали там декорации, работали на подхвате. На тот момент каждый курс Школы-студии был звездным.

Девочка из обеспеченной московской семьи Алла Покровская стала навещать друзей в общежитии и увидела реальную жизнь, далекую от привычной домашней. Например, будущие знаменитые артисты Геннадий Фролов и Евгений Урбанский из-за тесноты спали на одной койке. Они были вечно голодные и моментально уничтожали посылки, которые приходили из дома Лелику Табакову.

Никто не обращал внимания на то, кто во что одет. Ефремов сам был таким. Он вообще считал, что самое главное для его артистов – это знать, как живут люди в стране, о чем и какими словами они говорят. Поэтому «Современник» и поражал своих зрителей особой правдой в своих спектаклях. Алла Покровская была счастлива, когда в 1959 году ее приняли в этот театр.

 

Или Миша, или искусство

До брака с Ефремовым Алла Покровская успела выйти замуж, но за кого – это тайна за семью печатями. Когда за молодой замужней женщиной начал ухаживать Олег Николаевич, сопротивляться этому было бесполезно. Олег и Алла стали жить вместе с родителями Ефремова.

Те были в восторге от Аллы: они всегда искренне любили тех, кого любил их сын, а вот родители Аллы были в ужасе. Они пророчили дочери, что он обязательно ее бросит, а пока не бросит, она будет типа прислуги при гении.

Покровская прекрасно отдавала себе отчет в том, с кем ее свела судьба. Когда родился маленький Миша, она как-то отправила супруга гулять с ребенком. Очень быстро Ефремов вернулся и сказал: «Знаешь, или я буду заниматься театром, или гулять с Мишей». Алла без возражений отправилась на улицу.

Алла Покровская в фильме–спектакле «Мы – мужчины», 1967 г.

Они воспитывали Михаила примерно так, как воспитывали Аллу ее собственные родители, то есть пропадая в театре. К счастью, в то время родители Олега Николаевича жили на одной лестничной клетке с молодой семьей, и ребенком занимались бабушка с дедушкой или его таскали в театр.

Миша рано начал сниматься в кино, хулиганил, ему пришлось получать аттестат в Школе рабочей молодежи, потом он из вуза попал в армию. Но Алла Борисовна уверена, что ее сын – не только очень сердечный, но и очень серьезный человек, а все остальное – это чисто внешнее, чему не надо придавать значения. Но все его работы разбирает с пристрастием, как это делали и ее родители по отношению к ней.

Миша Ефремов, Олег Ефремов и Галина Польских в фильме «Дни хирурга Мишкина», 1976 г.

Брак с Ефремовым официально продлился 16 лет, но прожили они всего восемь. Причем расстались в тот момент, когда Олег Николаевич ушел руководить МХАТом. Как раньше Покровская при поступлении пострадала из-за знаменитого отца, то и теперь некоторые коллеги почему-то именно ее «обвиняли» в решении мужа. Кстати, в МХАТ Ефремов ее с собой не позвал. Поддержала Аллу новый главный режиссер театра Галина Волчек, предельно загружая актрису работой.

Когда в 2004 году Покровская все-таки приняла предложение Олега Табакова и перешла в МХТ им. Чехова, где сейчас занята в трех спектаклях, «Современник» она не оставила и до сих пор продолжает там играть.

Алла Покровская в фильме «Третий в пятом ряду», 1984 г.

Римские каникулы

О Ефремове она гораздо больше говорит как об учителе. Считает, что совершенно не умела «играть роль жены Ефремова» и не понимала, как это надо делать. В кино с ним снялась считанные разы. Михаил Ефремов до сих пор восхищается сценой пощечины из общего фильма родителей «Свой».

Про кино скромная Покровская говорит, что она в него «не попала», хотя за плечами у нее более 30 ролей. А Олегу Николаевичу она благодарна и за то, что именно он настоял на ее преподавании в Школе-студии МХАТ. Алла начала заниматься этим еще в 1979 году, она была одним из самых молодых педагогов. Сейчас у нее сотни знаменитых воспитанников. Причем Покровская работает не только в Москве, но и за рубежом. И страшно жалеет, что в свое время так и не выучила языки.

Студенты и выпускники Покровскую просто обожают. Они всегда говорят об ее интеллигентности, выдающемся уме, умении дать молодому актеру что-то особенное. Восхищается бабушкой-педагогом и один из ее внуков – молодой талантливый актер Никита Ефремов.

Максим Матвеев и Никита Ефремов (справа) в фильме «Анна Каренина», 2017 г.

В прошлом году Алла Покровская отмечала юбилей. Она имела полное право заполонить собой экраны, сцены, Интернет и газетные полосы. Но со своей бывшей ученицей, актрисой Театра им. Пушкина Верой Воронковой Покровская устроила себе небольшие «римские каникулы», как всегда, в нужный момент уйдя в тень своей славы.

Автор блога: