«Релематика» продвигает чувашские вузы в школах

27.12.2018-07:31
Версия для печати

Компания занимается профориентацией будущих сотрудников со школьной скамьи

2018 год один из лидеров электротехнического кластера Чувашии, Релематика, заканчивает успешно. Компания увеличила отгрузки, несмотря на сложную ситуацию на рынке. Релематике доверяют крупнейшие клиенты — Россети, ФСК ЕЭС, Газпром, Транснефть, Роснефть и другие. На недавно прошедшем в Москве Международном форуме «Электрические сети» Релематика продемонстрировала готовность к реализации проектов в рамках цифровизации энергетики. Средняя зарплата на предприятии в 2 раза превышает среднереспубликанский показатель. Но не о достижениях «Релематики» поговорила «Правда ПФО» в канун Нового года с руководителем отдела технического маркетинга компании Русланом Чикмяковым. Электротехники Чувашии бьют тревогу из-за кадрового дефицита на рынке и обращают внимание министерства образования на то, что неформальная система рейтингования школ Чувашии очевидным образом мотивирует лучших учеников покидать республику, что сказывается и на и электротехническом кластере. Релематика надеется на изменения и в качестве аргумента приводит чувашскую пословицу – «не плачущему ребенку никто не даст молока».

– Руслан, насколько серьезен сейчас кадровый дефицит на электротехническом рынке Чувашии?

– Смотрите. Ежегодно наиболее близкую нам специальность «релейная защита» в ЧГУ заканчивают 35 человек. Прибавим к ним смежные электроэнергетические специальности и получим еще около 50 специалистов ежегодно, которые проходят переквалификацию в «релейщики» в течение последующих 1-5 лет. А всего в электротехническом кластере Чувашии по нашей специальности работает около 5000 человек. Конечно, потребности отрасли гораздо больше, чем 50 человек в год. При этом выпускников ЧГУ активно разбирают и в других городах – хотя зарплата в электротехнике Чувашии не ниже.

– Как повлиял переход вузовского образования к так называемой «болонской системе» на эту ситуацию?

– Он ее усугубил. На первый курс в ЧГУ по специальности «Релейная защита» принимается ежегодно 40 человек, из них 35 на бюджетную форму обучения. Но двухступенчатая система образования приводит к следующему. Бакалавр – это человек с начальным высшим образованием. Поэтому все студенты идут в магистратуру. А там учебный процесс построен таким образом, чтобы готовить преподавателей или научных деятелей, а не инженеров. При этом количество бюджетных мест в магистратуре – всего 10. Людям приходится переходить на платное обучение.

– Но если вам так нужны специалисты – может, неправильно возлагать расходы по финансированию их подготовки на бюджет? Финансируйте сами!

– Так и делаем. Например, в прошлом году было софинансирование по закупке оборудования чувашских производителей для электротехнической лаборатории ЧГУ. В результате теперь студенты имеют возможность изучать предмет на актуальной технике.

– Я говорю не совсем об этом. Как насчет финансирования самого процесса преподавания?

– Здесь немного другая тенденция: многие наши сотрудники совмещают основную работу с преподаванием в вузе, не смотря на большую загруженность и разницу зарплат. Благодаря такой практике, мы можем наблюдать за наиболее способными студентами и приглашать их на работу с первых курсов. Эти студенты на предприятии выполняют целевые выпускные работы бакалавриата и магистратуры и в последующем наиболее талантливые продолжают обучение в аспирантуре и с успехом защищают кандидатские диссертации. К примеру, в нашей компании сегодня работает 13 кандидатов технических наук.

– Только ли в вузовском образовании сейчас состоит проблема при поиске кадров?

– Ах, если бы! Мы заметили, что стал снижаться уровень даже тех ребят, что поступают по нашей специальности на первый курс. А значит, надо заниматься профориентацией еще со школы. И ознакомившись с системой среднего образования, мы столкнулись с удивительным фактом. Во всех престижных лицеях и гимназиях Чувашии учеников изначально программируют на то, чтобы они после получения среднего образования уезжали поступать в ВУЗы столичных городов! Есть даже неофициальная рейтинговая система: условно говоря, за ученика, поступившего после школы в Москву, учебное заведение получает десять баллов, за Питер – девять, за Казань – семь, а за поступившего в ЧГУ – только четыре. И именно по этим баллам определяется некоторый «статус» школы. Идет соответствующее программирование родителей со стороны учителей: здесь делать нечего, отсюда нужно уезжать!

– Получается, вы фактически выступаете лоббистами чувашских вузов?

– В какой-то степени. Мы заинтересованы в хороших кадрах, в общем развитии республики, города. Конечно, для этого молодежь должна оставаться здесь. Мы видим возможности для будущих выпускников реализоваться в нашей сфере и несем эту мысль «в массы»: стали просить лицеи и гимназии принимать наших специалистов, чтобы мы рассказывали их ученикам, что уезжать из Чебоксар поступать в вуз вовсе необязательно, и здесь есть работа с хорошей зарплатой! По крайней мере, в нашей отрасли. Совсем не зря Чебоксары называют столицей релестроения. Это – не считая экскурсий для школьников, которые мы проводим десятки в год. Кстати, 11-е классы на экскурсию уже не заманишь: ребята все уже решили, куда хотят поступать. Даже с 10-ми сложно. Так что начинаем профориентировать иногда с 6 класса! Приводим ребят к нам на предприятие и показываем, для чего им нужно изучать физику. Убеждаем родителей: мы же не в капкан какой-то вас заманиваем, у нас средняя зарплата на предприятии в два раза выше, чем по республике в целом! У нас магистранты могут достойно зарабатывать, брать ипотеку. В общем, что есть и у нас в республике возможности для самореализации.

– Спасибо за беседу.

– И вам спасибо. Надеемся быть услышанными.

Фото relematika.ru 

Автор: 

Теги: 

Регион: 

Мнения

Работаю на предприятии

Работаю на предприятии занимающимся разработками и выпуском электротехнических изделий. Мы полностью согласны с темой этой статьи!!! Развивая эту тему, мы уверены, что к проблеме обеспечения промышленных предприятий Чувашии инженерными кадрами нужно добавить уже сейчас заявившую проблему со специалистами производственных направлений. Оборудование приобретается, заказы и проекты имеются, работать в 2 или 3 смены не всегда получается. Катастрофически не хватает операторов станков с ПУ, специалистов по наладке станков, инструментальщиков!  (Лентяев с биржи мы не берем). Работаем со всеми учебными заведениями, используем все методы и экскурсии начиная с 5 класса школ и заканчивая преддипломной практикой студентов. По нашим наблюдениям из 20 студентов СПО реально на производство идет только 2-3 выпускника. Я не затрагиваю направление Ворлдскиллс, там своя история…   В условиях дефицита специалистов, часть из них начинают «выкручивать руки» работодателям, не сложно догадаться как... Регулярно предоставляем данные по потребности в курирующие министерства по их «куче» присылаемых форм запросов, обратной связи нет. Перспективы не понятны. Вынуждены брать инициативу в свои руки и создавать пул предприятий по подготовке требуемых технических специалистов для своих производственных подразделений. Что бы не говорили с высоких кабинетов, одним регулярным сбором информации и сведением её в красивые таблицы отчеты – будущее производственных мощностей Чувашии не сохранить. Производственники со своими кадровыми проблемами сами по себе, печально…

Три прожиточных минимума -

Три прожиточных минимума - считаете нормальной зп? Ну ок, продолжайте в том же духе. 

Необходимо реанимировать

Необходимо реанимировать советскую систему целевой подготовки специалистов для отрасли. Вернуться к понятию "молодой специалист", который обучается за счет бюджета, получает достойную стипендию. После окончания учебы гарантированно трудоустраивается в отрасли, получая достойную зарплату. Получает, как минимум, однокомнатную квартиру за счет предприятия и города. В течение 10 лет квартира является  служебной, а после истечения 10 лет, когда специалист уже закрепился на месте, т.е. завелся семьей и т.п., квартира переходит в собственность.  Вот на таких условиях можно выйти из "релематического" кадрового кризиса. И вообще, эта система должна быть возрождена во всех сферах и отраслях республики, в которых на сегодня острый кадровый дефицит, например, в квалифицированных врачах и учителях в сельской местности. 

В советской системе много

В советской системе много чего было, можно "шарашки" еще внедрить, очень экономически эффективная модель -"за еду" и успехи были и бомбу сделали и ракету запустили...  

А за чей счет банкет?

А за чей счет банкет? Квартира в Чебоксарах 1,5-2 млн, привлечь 10 молодых специалистов 20 --чка? 

Определимся с понятиями. Раз

Определимся с понятиями. Раз и навсегда забудьте о советском подходе к образованию, времена поменялись и соответственно поход уже иной. Читайте ФЗ "Об образовании". По Конституции РФ государство гарантирует всеобщее среднее образование, за это платит государство. Исходя их потребностей и интересов государства, государство размещает госзаказ на те или иные специальности и направления подготовки в определенных вузах и сузах.  Например, все места в военных вузах оплачиваются из бюджета РФ, так как государство заинтересовано в этом.  В силу того, что государство заинтересовано в инженерных специальностях, то квота за счет бюджета по ним максимальная. В тоже время по гуманитарным специальностям ничтожная или ничегог. Это мы видим по отдельным медицинским специальностям и т.д. Так как в РФ превалирует частная собственность, например те же самые предприятия "Релематик", "ЭКРА", Эллара", "Сеспель", КТЗ и др., то государство не обязано готовить для "чужого дяди" кадры. В этом должна быть заинтересованность самих предприятий и их готовность вкладываться в образовательный процесс. Политика государства в области высшего образования такова, что доля бюджетного финансирования именно высшего образования будет снижаться и снижается.  Проблема подготовки кадров для частных предприятий становиться проблемой частника, а не государства. И именно здесь давно пора уже менять сознание. Государство гарантирует всеобщее среднее образование, но в вопросах получения высшего или среднего профессионального образования за счет бюджета исходит из своих интересов.  И это правильно, так как мы все являемся налогоплательщиками и негоже за счет нас "Релематика"  готовить себе кадры. Вопрос политики государства в области образования это глобальная тема, все не раскроешь. А Иванов А. пора бы перечитать ФЗ "Об образовании", прежде чем пиарить "Релематика".

Будьте точны. Нет

Будьте точны. Нет специальности "Релейная защита", а есть направление подготовки  (шифр 13.03.02) «Электроэнергетика и электротехника» с профилями: Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем, Электрические и электронные аппараты, Интеллектуальные электроэнергетические системы и сети, Электроснабжение, Электропривод и автоматика, Электротехнологические установки и процессы, установки и приборы электронагрева, Электрическое хозяйство и сети предприятий, организаций и учреждений, электрооборудование низкого и высокого напряжения, Электроизоляционная, кабельная и конденсаторная техника. Специальность (специалитет) подразумевает полноценнное обучение в течении 5 лет. Бакалавр это нечто другое и говорить что это начальное высшее образование не совсем верно. Колледжи также выпускают бакалавров, но мы же не говорим, что у них начальное высшее образование. Разница в нагрузке, отраженная в стандартах. ЧГУ, если говорить о электротехнике и энергетике, давно и успешно проводит работу в школах республики. И экскурсии организовывает на предприятиях электротехнического кластера, есть предприятия, где экскурсии проводятся горазде чаще, например ЧЭАЗ. Калинину респект! К вопросу о частно-государственном партнерстве, если "Релематик" озабочен подготовкой кадров. Давно уже пердприятиям пора понять, в частности "Релематик", что образовательные учреждения оказывают УСЛУГИ, в частности образовательные. "Релематику" ничто не мешает проводить совместно с ЧГУ, как это делают ЧЭАЗ и ЭКРА, олимпиады, что позволяет осуществлять отбор талантливой молодежи, с назначением именных стипендий победителям на весь период обучения. Перекупайте.   Стоимость обучения по направлению подготовки "Электроэнергетика и электротехника" в 2018 г. за учебный год составила 94 тыс. рублей, за весь период обучения 376 тыс. рублей. Платите и ЧГУ вам подготовит то количество студентов, которое необходимо. Не хотите платиь, хорошо. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в учреждениях профессионального образования РФ всех уровней и организационно-правовых форм введены государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие в себя федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС устанавливает обязательный минимум содержания профессионального образования и требования к уровню подготовки выпускников.Региональный компонент устанавливает обязательный минимум содержания " профессионального образования и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта РФ". Формирование регионального компонента определяется образовательным учреждением (ЧГУ) с участием региональных органов управления (Правительство Чувашии) и предприятий – заказчиков (Релематика и др.) с целью обеспечить подготовку по набору профессий, требуемых в регионе. Что мешает проработать с Правительством Чувашии квоты на подготовку бакалавров по профилю "РЗи АЭС" в сторону их увеличения с учетом потребностей региона. Андрей, Вам ли не знать это?. Статья пиар, ни о чем.     

Ну вот. Кто-то принял на себя

Ну вот. Кто-то принял на себя как личную претензию… И главное в вашем ответе – ну просто отличный отчет о деятельности, все хорошо (!), а те, у кого плох – сами виноваты. Согласитесь, странная позиция не предполагающая поиск решений озвученной проблемы. Конечно, успехи «миллиардников» ЧЭАЗ, ЭКРА, ЭЛАРА – пример для нас всех МСП без сомнений. Только применить их успешные принципы подготовки специалистов – не под силу большинству предприятий МСП.   Да и кроме специальностей «Электроэнергетика и электротехника» производству нужны много других. Никто не спорит - Система ЕСТЬ, но ОНА почти работает!

Странно то, что, обучаясь на

Странно то, что, обучаясь на вышеуказанном направлении, мы были на всех предприятиях, занимающихся разработкой РЗиА Чебоксар, кроме ЧЭАЗ. 

Отличная учеба в школе- это

Отличная учеба в школе- это перспектива получения специальности в лучших ВУЗах страны (их не так и много в стране) и достойной работы с высокой заплатой. А пока счиается, что  вакансий с зарплатой в 10-20 тыс.- это и есть "РАБОЧИЕ МЕСТА" , рассуждать и броться с оттоком таланливой молодежи из Республики бессмысленно. Люди с такой зарплатой не живут, а выживают.  

Очень правильно. В детей надо

Очень правильно. В детей надо инвестировать! Так вот, дети многих моих знакомых поступили в престижные вузы Москвы - в Губкинский институт нефти и газа, Бауманское техучилище, Высшую  школу экономики, Московский архитертурный и некоторые другие. Некоторые из их детей уже окончили вузы, другие продолжают учиться. Но парадокс в том, что ни один из их детей-выпускников не пожелал вернуться на малую родину в Чебоксары. Как говорят родители, их дети очень хорошо устроились в Москве, достойная зарплата - до 100 тыс.р. Некоторые даже помогают сегодня своим родителям материально... 

Видите ли, уважаемый, сейчас

Видите ли, уважаемый, сейчас имея деньги на руках, можно протолкнуть свое чадо в любой ВУЗ и любое учебное заведение не только страны, так что учеба детей ваших знакомых в престижных ВУЗах столицы не более чем банальное наличие денег у родителей.

Полностью согласен с Вами. Но

Полностью согласен с Вами. Но дети, о которых я писал ранее, обучались и обучаются на бюджетных местах, т.к. они сдавали ЕГЭ в Чебоксарах и набрали очень высокие баллы. У них была возможность выбора вузов - Москва, Петербург, Казань, Нижний. Все, однако, выбрали Московские вузы, понимая и престижность вузов, и, естественно, уровень жизни. А при деньгах когда родители, можно отправлять детей учиться и за границу. Есть такие родители и в Чебоксарах, дети которых обучались и  работают, а некоторые продолжают обучаться в Великобритании, США, Германии...      

В детей надо инвестировать?

В детей надо инвестировать? Зачем? У нас чинуши иначе считают. В 4м мкр вместо школы и садика поставили высотки. Реальность гораздо красноречивее лозунгов едросов. Мурыга рулит

В Чебоксарах нет системы

В Чебоксарах нет системы ранжирования школ по критерию поступления выпускников в те или иные вузы. Есть приказ управления образования администрации города Чебоксары «О рейтинге вклада школ в качественное образование чебоксарских школьников», в котором предусмотрены критерии: 1. Проектная деятельность; 2. Грантовая деятельность; 3. Олимпиадная деятельность; 4. Дополнительное образование детей; 5. Привлечение средств; 6. Обеспечение качества образования; 7. Качество педагогического состава; 8. Состояние преступности. Не более того.

В Чебоксарах нет системы

В Чебоксарах нет системы ранжирования школ по критерию поступления выпускников в те или иные вузы. Есть приказ управления образования администрации города Чебоксары «О рейтинге вклада школ в качественное образование чебоксарских школьников», в котором предусмотрены критерии: 1. Проектная деятельность; 2. Грантовая деятельность; 3. Олимпиадная деятельность; 4. Дополнительное образование детей; 5. Привлечение средств; 6. Обеспечение качества образования; 7. Качество педагогического состава; 8. Состояние преступности. Не более того.

Каждый преследует свою цель:

Каждый преследует свою цель: Релематика - подготовить для себя и под себя специалистов за счет бюджетных средств, Минобр ЧР - в угоду вышестоящим инстанциям, - сокращение бюджетных мест и количество специальностей а в дальнейшем ВУЗов....У Минэка  - своя песня - китайцы, инвестиции откуда-нибудь, может быть даже из воздуха...Телегу тянут в разные стороны...Так это и понятно - нет общей идеи в целом, таким образом и каждый себя. Нужны специалисты - готовь сам...Обучай, да хоть за границей....великих релейщиков...или привлекай уже готовых, обученных спец-ов и плати им...

Судя по статье у Релематики

Судя по статье у Релематики все отлично, одно только неясно почему люди от вас уходят. 

Мой сосед работает в

Мой сосед работает в "Релематике" инженером уже лет 7 и получает всего 25 тыс.  На эти деньги невозможно нормально жить одному, а если у тебя семья? И не надо говорить , что если он так мало получает, то значит он просто плохой работник. Был бы плохой работник - его бы выставили за дверь.

Был бы хороший - давно бы

Был бы хороший - давно бы требовал прибавки, или ушёл в другое место... Самый действенный способ повысить зп - уйти на другую работу  

В нашем городе негласно

В нашем городе негласно действует крепостное право. Производители электротехнического оборудования не берут сотрудников, приходящих от конкурентов. В ту же Экру проще прийти с Элары, чем с Релематики или Бреслера

Крепостное право вроде

Крепостное право вроде отменили, как и правила прописки. Я, например, проголосовал "ногами" - свалил из региона "комфортного проживания". 

Ответ на ваш вопрос прост:

Ответ на ваш вопрос прост: уровень заработной платы в указанной организации далек от понятия "достойная" или "конкурентная". Поэтому многие выпускники ВУЗов получив определенный опыт работы в этой "шарашке" уходят работать в нормальные организации, причем многие уезжают из республики.

Добавить мнение

comment

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Проверка