История о том, как Городскую думу обманули несколько чиновников КУГИ, перед журналистами была разыграна не без лицедейства. Депутаты не скупились на обвинения в адрес команды Кондрашова и вместе с тем соглашались с ней, намекая на то, что деревянному зодчеству в центре Нижнего Новгорода не место.
«Это все не радостно. Такими темпами мы все памятники потеряем. Для нас было очень важно подготовить эту программу. Депутаты ведь помогали вам, а теперь мы видим, что вы, несмотря ни на что, с задачей не справились», – констатировал председатель комиссии по развитию города Вячеслав Растеряев.
Между тем, «Правда ПФО» еще в январе 2015 года обращала внимание на то, что проект по передаче домов-ОКН в руки инвесторов нежизнеспособен, так как верстался, очевидно, с закрытыми глазами.
Нижегородские депутаты так и не научились отличать предмет старины от ветоши
В «Перечень жилых домов Нижегородского района, признанных аварийными, не подлежащих сносу», всего включено 18 объектов: Варварская 8; Грузинская 31, 35, 39; Ильинская 64; Короленко 18, 24, 28, 30, 38, 40, 42; Славянская 1, 3, 4а; Студеная 44, 49/6; Почтовый съезд 17. В дальнейшем в него предложили еще 2 дома (Воровского 14, Лудильный переулок 2). Стоит отметить, что только 5 домов являются полноценными ОКН (Варварская 8, Грузинская 35, Ильинская 64, Короленко 42 и Славянская 1), а значит, обладают охранным статусом, не позволяющим застройщикам их сносить. Остальные здания – это просто ветхие и сгоревшие строения, как, например, дом № 39 по улице Грузинская. Сомнения вызывали также Грузинская 35 и Студеная 44. Они вошли в адресный список домов «Муниципальной программы реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда» и подлежали сносу. Однако члены комиссии, они же функционеры самосозданной рабочей группы, внимание на это не обращали. Дошло даже до того, что на последней комиссии её председатель господин Растеряев начал снова рассуждать о реконструкции дома № 44 по улице Студеной, хотя на тот момент особняк был снесен уже как месяц!
Дело в том, что из 18 домов, которые попали в эту программу, 9 оказались связанными договорами развития застроенных территорий. Иными словами, шли под слом. «То есть на 4-м этаже мэрии чиновники верстали одну программу – по сносу, а потом спускались на второй этаж к Растеряеву на думское заседание комиссии и вместе с ним мечтали о сохранении уже «приговоренных» домов. Что это за комиссия такая, которая не в курсе происходящего? Ведь депутаты сами были инициаторами этого проекта, сами создали рабочую группу и два года, извините, занимались имитацией», – удивляется нижегородская градозащитница Мария Попова.
Мария Попова обнаружила, что 4-й и 2-й этажи мэрии живут в параллельных мирах
По словам эксперта, в этом плане очень показательно выступление заместителя главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронова, который 9 июня проинформировал депутатов о ходе аукционов по развитию застроенных территорий. «Выяснилось, что у города есть обязательства по расселению ветхого и аварийного фонда. Средства на «волновое переселение» можно получить от инвесторов только через конкурсы, поэтому им отдают площадки исторического центра под освоение. Вопрос, что будет с культурным наследием, так и остался без ответа, – напомнила Мария Попова. – Конечно, доля вины есть и КУГИ. Но если бы они подготовили свои документы в положенный срок, на результаты реализации программы это бы не повлияло. Ежели депутаты вызвались координировать проект, надо было привлекать все заинтересованные стороны: УГО ОКН Нижегородской области, инвесторов, градозащитников. В итоге все два года члены комиссии переливали из пустого в порожнее. Иногда возникало ощущение, что сам председатель комиссии был «не в теме» обсуждаемого вопроса».
Между тем, сами градозащитники (среди них такие организации, как «Зеленый мир», «За жизненное пространство» и «СпасГрад») еще в марте направили соответствующее обращение к председателю комиссии Городской думы по развитию города, строительству и архитектуре Вячеславу Растеряеву и предложили свою помощь. В открытом письме они призвали парламентариев обратить внимание на Ильинку, которая под ковшом экскаватора бесповоротно меняет свой облик.
Дом купца Котельникова так и не дождался инвестора
«Вызывает озабоченность тот факт, что 12 марта 2015 года на заседании инвестиционного совета были одобрены заявки под перспективную застройку ул. Ильинской. В том случае, если застройщики (победители аукционов по развитию застроенных территорий) не будут заинтересованы в сохранении и реконструкции домов, представляющих историческую ценность, город потеряет не только уникальный туристический маршрут, но и сохраненную до наших дней историческую среду «Старого Нижнего», – говорится в обращении градозащитников. Однако ни на это письмо, ни на «живые» обращения экспертного сообщества Городская дума так и не ответила.
«О чем вы говорите? Не может быть у Растеряева желания сохранять старый год, если он на протяжении последних 15 лет его уничтожал. Он же застройщик, – обращает внимание активист «СпасГрада» кандидат исторических наук Анна Давыдова. – На протяжении двух лет у этой комиссии была всего одна цель – создать видимость своей деятельности. Иначе бы они откликнулись на наше предложение и учли те ошибки, на которые им указывали специалисты».
Анна Давыдова уверена, что застройщику старый город интереснее в руинах
В интервью «Правде ПФО» представитель «СпасГрада» также отметила, что на сегодняшний день в Нижнем Новгороде насчитывается около 500 статусных домов, подлежащих государственной защите. На «культурную охрану» их поставили еще в 1993 году. В документах прописан особый режим хозяйственно-градостроительной деятельности. Несмотря на это, памятники находятся в неудовлетворительном состоянии и ежегодно становятся стимуляторами аппетита девелоперов. Более того, статья № 14 ФЗ № 73, регламентирующая право на денежную компенсацию тому, кто берет на «поруки» памятник, отменена, и это только усугубляет ситуацию. Собственнику сейчас дешевле этот памятник снести или довести до аварийного состояния. Местные власти такому сценарию не противятся, и даже сам соавтор программы по домам-памятникам, глава профильной рабочей группы и председатель думской комиссии по развитию города, архитектуре и строительству Вячеслав Растеряев уже не скрывает фамусовского взгляда на нижегородское зодчество, дипломатично призывая «собрать все книги да и сжечь».
Вячеслав Растеряев дерево признает только в интерьере
«Лично я против, чтобы в центре города у нас оставались какие-то деревянные строения. Каменные строения – это интересно. А деревянные – это намного сложнее, – подводит итог своей многолетней работе Растеряев. – Надо выделять зону, как вон на Западе делают: приезжаешь, а там отдельная зона, вынесли все деревянные строения, все мастерские XVIII века. Да и пожароопасно всё это – такие дома вона горят и горят. В общем, я против».
Тем не менее, в Москве по программе «рубль за квадратный метр» уже удалось реконструировать три особняка. Большие успехи есть и у провинциального Томска, где с 2005 года руины зодчества местные власти превращают в сказку. Там в проект по сохранению культурного наследия включен 701 дом, а на реставрацию «золотого фонда» только в 2015 году выделено 65 миллионов рублей.
В Томске сумели вписать старину в современность
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
не дума, а шапито
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
это он трамваи хотел убрать с
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
этот растяеряев снова рвется
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Томск прекрасен! А нижний
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение