Как сообщил «Правде ПФО» один из депутатов, пожелавший остаться неназванным, заявление об угрозах финансовой и бюджетной системе региона косвенно прозвучало в докладе председателя Законодательного собрания Евгения Лебедева. Говоря о проблемах, которые депутатам предстоит решать в 2014 году, спикер парламента обозначил в качестве главной угрозы нарастающую тенденцию негативных изменений структуры бюджетных расходов, которая ставит под вопрос долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы региона. При этом Лебедев отметил, что «перспектив простых и эффективных решений проблемы не видно».
По словам источника, «такую трактовку промежуточные итоги бюджетной политики правительства Шанцева получили впервые за все время губернаторства Валерия Павлиновича. И особую тревогу вызывает то, что прозвучали они не из уст кого-то из оппозиции, а от руководителя фракции партии «Единая Россия» в заксобрании».
Роковой символизм этого заявления для Шанцева состоит еще и в том, что оно прозвучало 8 августа, в 8-ю годовщину одобрения депутатами его кандидатуры на пост главы региона. Источник не верит в то, что Лебедев с группой обеспокоенных ситуацией единороссов может составить «фронду» нынешнему правительству Шанцева. Однако депутаты в перспективе могут заблокировать принятие решений о заимствованиях региона.
Действительно, вряд ли нынешний V созыв Законодательного собрания, где доминирует «Единая Россия», готов вести с губернатором Шанцевым «войны», наподобие тех, которые шли у депутатов с губернатором Ходыревым. Скорее всего, мы имеем дело с очень специфическим видом оппозиции, связанной с землячеством ряда депутатов и членов правительства. Здесь необходимо пояснить, что спикер Евгений Лебедев, также как и, например, вице-губернатор Владимир Иванов и еще целый ряд занимающих серьезные посты региональных политиков, являются выходцами из города Бор. Как показывает практика, землячество «борского лобби» в ЗС оказывается иногда даже сильнее партийной дисциплины, когда «борские» вопреки всему голосуют солидарно.
Примечательно также, что вице-губернатор Иванов в правительстве традиционно курирует вопрос составления проекта бюджета области, где городу Бор, неофициально слывущему «столицей инвестиций», как правило, уделяется особое внимание. В последний раз Иванов с помпой, под прицелом телекамер, передавал Лебедеву увесистые пачки проекта закона о бюджете на 2013 год. Можно предположить, что в настоящее время «борские» и, возможно, представители других конкурирующих элит, осознав серьезность финансовой ситуации региона и оценив угрозы, проводят активные консультации. Единственный, кто не приемлет их доводов, – губернатор, поскольку признать пробелы собственной финансовой политики для него равносильно потере лица.
Пиарщики губернатора как мантру повторяют тезис о том, что с 2005 года бюджет региона вырос в три раза (по версии депутата Исхака Ягудина, озвученной в СМИ накануне 8-летия губернаторства Шанцева – в пять раз). Однако достаточно взглянуть на структуру бюджетных доходов, чтобы понять, что львиную часть в них составляют федеральные вливания. Только в первом полугодии 2013 года бюджет области пересматривался из-за этого в сторону увеличения пять раз. Однако поток бюджетных трансфертов как элемент «жирных нулевых годов», начало практики которых удачно совпало с назначением Шанцева губернатором 8 лет тому назад, начинает стремительно иссякать, что связано с концом сырьевой экономики и общей экономической ситуацией в стране и мире.
Последнее обстоятельство является сильнейшим раздражителем для Шанцева, что и проявлялось несколько раз во время его телевизионных интервью. Так, говоря о передаче полномочий от федерации регионам, губернатор не устает повторять, что полномочия должны быть подкреплены финансово. Однако на практике этого не происходит. К примеру, с 1 января 2014 года область столкнется с реальной проблемой поиска источников финансирования детских дошкольных учреждений, передаваемых на содержание регионам. Вопросы вызывает и новый порядок формирования муниципальных дорожных фондов, куда с 2014 года будут поступать акцизы на нефтепродукты по нормативам в зависимости от протяженности местных дорог, что может осложнить и без того непростую ситуацию с дорогами в ряде районов.
Сталкиваясь с финансовыми сложностями, область, в свою очередь, стремится ряд статей расходов перевесить на муниципалитеты. Так происходит, например, со средствами на содержание огромных дворцов спорта, которые по инициативе губернатора с 2005 года возводятся в райцентрах. Спортивные комплексы с бассейнами и катками требуют миллионных расходов, но денег в районах на это взять неоткуда. «ФОКи иногда строят в малонаселенных районах, например в Сокольском или Сергачском, где проживают около 13 тысяч жителей, - заявила депутат заксобрания Валентина Аристова (КПРФ). – Валерий Шанцев энергичный человек, он пытается решать проблемы, но в условиях, в которых мы находимся, их решение невозможно».
В условиях, когда схема движения бюджетных средств сверху вниз – «федерация-область-муниципалитеты» – начинает давать сбои, возникают вопросы о выполнимости не только программ развития городов и районов, которые будут срезаны в первую очередь, но и указов президента РФ от мая 2012 года, предполагающих повышение заработных плат бюджетникам. Если финансисты областного правительства хранят по этому поводу молчание, то депутаты областного парламента, ответственные, в том числе, и перед своими избирателями, готовятся бить тревогу. «Майские указы» необходимо выполнять, но как обеспечить дальнейшее финансирование выплат повышенных зарплат, пенсий, пособий – задают вопрос народные избранники.
Существует также проблема строительства объектов к чемпионату мира по футболу 2018 года, на которые область должна будет за несколько лет выложить из своего кармана 60 млрд рублей. В то, что строительство и реконструкцию ряда объектов в зоне ответственности области – например, стадион «Локомотив» в Нижнем Новгороде – хотя бы частично удастся провести за счет средств частных инвесторов, верится с трудом. К примеру, весной правительство области обнародовало планы строительства сразу трех канатных дорог через Оку, которые, по замыслу, к чемпионату смогут решить проблему пробок в Нижнем. Но кто вложит в них свои средства? Единственная действующая канатная дорога через Волгу была построена на кредиты НБД-банка и банка «Ассоциация» и несколько попыток ее акционировать потерпели неудачу.
Необходимость реализации заявленных ранее крупных проектов заставляет область влезать в долги. Сегодня долговая нагрузка уже колеблется у отметки 65% от размера бюджета, что некоторыми экспертами оценивается как приемлемый уровень. К примеру, аналитик Инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко заявляет, что «величина долга в 50-60% не является для региона «критической», она соответствует 5% от регионального ВРП, против 9,2% от ВВП для РФ, 81% - для Германии, 86% - для Франции, 104% - для США». Однако это сравнение с западноевропейскими экономиками, мягко говоря, некорректно. К тому же эксперт ничего не говорит об обслуживании госдолга региона, которое только в июне 2013 года обошлось нижегородским налогоплательщикам в 4,4 миллиарда рублей.
Все эти вопросы сегодня всерьез волнует региональный депутатский корпус. До сих пор критика правительства раздавалась только от оппозиции, но теперь о негативных последствиях неофициально говорят и единороссы. В аппарате Законодательного собрания корреспонденту «Правды ПФО» «не под запись» заявили, что сегодня никто ни в парламенте, ни в правительстве области вообще не видит перспектив и не понимает, что будет дальше, и даже сравнили ситуацию с тем, что было накануне ипотечного кризиса на рынке недвижимости США в 2008-м: «Деньги просто кончатся, и все развалится».
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
Наверное вашим коллегам из
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение