Дороги традиционно считаются одной из извечных российских бед. Поэтому ставка на них более чем рискованна. Валерий Шанцев хоть и снискал себе славу ликвидатора долгостроев, завершив строительство нового здания цирка и метромоста в Нижнем Новгороде, но даже ему оказался не по зубам южный обход областного центра.
В 80-х и 90-х годах прошлого века строительство обхода шло черепашьими темпами – со средней скоростью около 1 километра в год. Поэтому когда в «нулевых» годах тогдашний глава МВД России Рашид Нургалиев открыл на правом берегу Оки у моста, на недостроенной объездной дороге, суперсовременный пост ДПС, тот тут же сникал дурную славу у водителей. Скучающие гаишники тормозили всех подряд – и это не преувеличение, в прошлые годы по этому поводу даже поступали жалобы в приемную губернатора. Когда в 2007-м дорогу довели до трассы на Саранск, движение оживилось. Однако главная задача – вывести транзитный транспорт с М7 на Казань в обход Нижнего Новгорода – так и не была решена. Причина оказалась банальной: отсутствие денег. 7 лет назад Шанцев говорил о южном обходе как о будущей первой в России платной магистрали, однако все его попытки заинтересовать инвесторов государственно-частным партнерством потерпели сокрушительное фиаско.
Трасса М7 на выезде с Молитовского моста
Однако сегодняшние «дорожные» заявления Валерия Павлиновича вновь пронизаны оптимизмом. Не достроив третью очередь южного автодорожного обхода, он смело заявляет о том, что федерация профинансирует строительство четвертой, заключительной очереди, выделив, ни много ни мало, 30 миллиардов рублей. При этом глава области ссылается на слова премьер-министра Дмитрия Медведева, который еще в апреле, посетив проблемный объект, согласился с необходимостью помочь деньгами его достройке. Никаких гарантий выделения средств, разумеется, не предъявляется, что не мешает пресс-службе губернатора подавать еще несуществующее достижение как реальный свершившийся факт. Судя по тому, как идет финансирование третьей очереди, федерация дает деньги со скрипом. В 2013 году области было безвозмездно выделено на южный обход 2,5 млрд рублей. Еще столько же обещают дать в 2014-м, но уже в виде бюджетного кредита под 5% годовых, что, по словам Шанцева, невиданное благо при 11% инфляции за год. Брать деньги в долг, безусловно, приятнее, чем возвращать. Тем более что возвращать придется всем нижегородцам – из бюджета региона, равно как и остальные 42 миллиарда рублей госдолга, отдельные части которого брались и под 16% годовых.
При этом эффект от вложения колоссальных средств представляется весьма сомнительным. Конечно, в релизах пресс-службы нижегородцам обещают вывести из города поток транзитного транспорта, следующего на Казань. Однако знакомые с ситуацией люди сегодня уверенно говорят, что ни один уважающий себя дальнобойщик не поедет с московской трассы на Казань через Нижний с его забитым транспортом Мызинским мостом.
Вот уже шесть лет как все фуры с М7, проскочив по недостроенному обходу, петляют по Кстовскому району, выскакивая на Казанку по кстовской объездной. Поэтому гораздо нужнее Нижегородской области было бы строительство северного автодорожного обхода. Любой не ангажированный правительством эксперт подтвердит, что многострадальному выезду из Нижнего на трассу Р-159 в сторону Кирова как воздух нужна альтернатива, и что город сегодня забит фурами, следующими не коридором «запад-восток» (Москва-Казань), а коридором «север-юг», потому что им просто некуда деться. Делать крюк с Р-159 на Городец, чтобы выйти на Москву через плотину Горьковской ГЭС, решаются немногие – слишком много времени и бензина приходится сжигать впустую.
Пробка на Борском мосту
Создается впечатление, что Валерий Шанцев рассматривает южный обход как свой очередной имиджевый мегапроект, додавить который надо во что бы то ни стало, любой ценой и обязательно в 2015 году. Перерезание ленточек на объектах, заложенных другими руководителями, пусть и под аккомпанемент ликующих лояльных СМИ, оставляет привкус некоего неудовлетворения собой. Поэтому вторым мегапроектом, которым Валерий Павлинович напомнил всем о себе накануне Дня единства, стал новый волжский мост. На первый взгляд, к этому объекту не может быть никаких претензий.
Однако при детальном рассмотрении проекта выясняется, что вопросов к нему возникает немало. И главный из них: зачем нужно тратить огромные бюджетные деньги на мост с подходами, который не решает главной проблемы кировской трассы – не убирает «бутылочное горлышко», образуемое в месте, где четырехполосная трасса переходит в двухполосную. Если сейчас это происходит на старом борском мосту, то новый мост всего лишь перенесет «горлышко» на 8 км к северу от Нижнего – в район поселка Неклюдово, где поток транспорта неминуемо упрется в круговую развязку «Нижний-Бор-Семенов», железнодорожный переезд в Неклюдове и последующую двухполосную дорогу.
Даже беглый просмотр комментариев, оставленных нижегородцами в ЖЖ губернатора, подтверждает, что рядовые автолюбители отлично понимают это уже сейчас. Но почему-то ни власть, ни проектировщики и не думают прислушиваться к советам бывалых водителей и выводить трассу в район Кантаурово, что решило бы проблему на десятилетия вперед. Ведь очевидно, что простая замена сегодняшней двухполосной трассы на четырехполосную при удвоении числа автотранспорта к 2030 году (такой прогноз дается в презентационном ролике проекта в блоге губернатора) означает, что через 15 лет мы будем иметь точно такую же пробку, какую имеем сейчас. Так стоит ли выкладывать за это бюджетные миллиарды.
Предельно откровенно по этому поводу высказался один из читателей блога Шанцева, оставивший вот такой комментарий. «Правда ПФО» приводит его в полном виде с сохранением орфографии и пунктуации автора: «Уважаемый Валерий Павлинович! Ну, вот почему нас ничему не учат уроки предыдущих строек? Когда велось расширение Окского съезда, то всем, кто постоянно там ездит, было понятно, что как только новый съезд будет запущен, сразу встанет площадь Комсомольская? Частично проблема была решена путём ликвидации двух пешеходных переходов и одного светофора. Но лишь частично. Вы сами можете в районе 18-19 часов видеть пробки на мосту в любой рабочий день. Но Борское направление летом – это совсем не тот поток машин, как на Окском съезде! Никто не понимал, зачем ввели в своё время дополнительный понтонный мост? (понтонный мост через Волгу в районе старого борского моста – прим. ред. «Правды ПФО») Ведь после этого понтонного моста весь поток снова упирался в одну полосу - и всё стояло. Представленный в Вашем блоге проект лучше, ибо он всё же предполагает две полосы до Неклюдово. Но главная проблема в этом направлении – кривой однополосный (в каждую сторону по одной полосе) железнодорожный переезд в Неклюдово, который ещё и регулярно закрывается. Весь поток упрётся в него. Проект будет действительно работать, если четырехполосная дорога уйдёт за Неклюдово. Или, как минимум, перейдёт этот злосчастный переезд. Иначе всё будет так же, как с понтонным мостом – с той лишь разницей, что «бутылочное горлышко» в виде сужения до двух полос будет не сразу после моста, а чуть дальше. Может быть, всё же можно в этом случае не совершать прежних ошибок, и вовремя доработать проект?»
Валерию Шанцеву как руководителю, старательно собирающему имиджевые дивиденды, сегодня гораздо выгоднее суровым голосом на телекамеры поставить подчиненным вполне выполнимую – причем, за федеральные деньги – задачу достройки южного обхода, чем добиваться выделения средств на строительство жизненно необходимого северного обхода.
В распоряжении редакции «Правды ПФО» оказался документ, дающий представление о том, как пиарщики Валерия Шанцева сегодня создают беспроигрышный образ губернатора, не совершающего ошибок и не знающего поражений. Это так называемое техзадание и акценты к информационным сюжетам «дорожной» тематики для местных телеканалов, вышедшие из-под пера специалистов пресс-службы губернатора и правительства. В графе «технические условия» находим список вопросов, которые снимающие сюжеты журналисты должны задать прохожим:
Какие дороги отремонтировали в последнее время?
Какие улицы наиболее удобны для проезда/для водителей/для пешеходов?
Вы часто ездите в другие области? Где дороги хуже, чем в Нижнем Новгороде, и почему?
Те, кто следит за нижегородским телеэфиром, могли заметить на днях сюжеты, исполненные по данному плану. Особенно запомнились зрителям девушка, отчаянно ругающая дороги в Марий Эл и Чувашии, и мужчина, нелестно отзывающийся о дорогах Ивановской области. К слову, сами телевизионщики, по словам источника «Правды ПФО», любезно предоставившего в распоряжение редакции техзадания пресс-службы, называют происходящее в эфире «извращенным издевательством над журналистской объективностью путем противоестественного использования в сюжетах комментариев неадекватных персонажей».
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
Валерий Павлинович, я вас
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
НЕ ТРОГАЙТЕ РОМУ! ОН НЕ ДЯТЕЛ
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение