Новость о том, что в самом центре Нижнего Новгорода, возможно, установят очередной синий забор, появилась 30 декабря и была похожа, скорее, на предновогоднюю шутку. После неудачных попыток облагородить Нижневолжскую набережную, «зачистить» площадь Горького и подсократить зеленые насаждения в парке имени Кулибина местные власти обратили внимание на самый лакомый кусочек приволжской столицы – площадь Минина и Пожарского.
Прожорливые желудки инвесторов ранее «переварить» его не могли по очень простой причине: эта территория до последнего времени была составной частью памятника федерального значения «Нижегородский кремль», а потому находилась под охраной. Но бульдозеры в Нижегородской области обладают высокой проходимостью и преодолевают любые административные и градозащитные преграды.
Таков Нижегородский кремль сейчас, а может стать и «маленьким московским»
«До 17 декабря 2014 года строить на этой площади, как и под ней, было нельзя. Это была охранная зона. Однако теперь её территорию сократили до кремлевских стен, а саму площадь этим постановлением перевели из охранной зоны в зону регулируемой застройки с возможностью подземного строительства, – поясняет известная нижегородская градозащитница, кандидат исторических наук Анна Давыдова. – Считаю, что это, простите, сильный «мухлеж» и со стороны проектировщиков, которые переписали зоны и режимы застройки, и со стороны органов охраны культурного наследия, и со стороны Минкульта. Всё опять делается в угоду инвесторов и застройщиков».
Кандидат исторических наук напомнила, что Нижегородский кремль является памятником архитектуры 16 века. Строительство подземных объектов рядом с ним может повредить его фундамент, нарушить историческое окружение площади, нанести ущерб богатому культурному слою. «Проведут ли необходимые археологические изыскания? Безусловно, застройщик будет стремиться минимизировать свои финансовые потери, в нормальном виде это произведено не будет. Обидно, что документы по охране ОКН скорректировали в угоду проекту», – выразила сожаление Анна Давыдова.
Анна Давыдова считает, что нижегородскую историю «подмяли» застройщики
Вместе с тем специалисты в области сохранения культурного свидетельствуют о том, что современные технологии позволяют развивать ту или иную культурно-историческую зону без ущерба памятникам старины. «В Страсбурге я видел, как под памятником архитектуры 19 века – Железнодорожным вокзалом – сделали трёхуровневую автопарковку, и это ему нисколько не повредило. Более того, данный проект позволил в столице Евросоюза значительно улучшить транспортную ситуацию. Там теперь не знают, что такое пробки. Или посмотрите на пример Австрии, где подземную церковь экспонируют прямо в метро: то есть и подземку строят, и культурное достояние сохраняют. Взять подземный переход в Москве, в районе Китай-города, где к ОКН тоже подошли крайне бережно, – перечисляет примеры взаимовыгодного взаимодействия археологов и строителей градозащитник Станислав Дмитриевский. – А что у нас в Нижнем Новгороде?! Я не знаю ни одного подобного случая за последние 10 лет, когда строительство коммерческого объекта не наносило бы ущерб истории нашего города».
Согласно официальной информации, новая «индульгенция» регионального правительства разрешает на площади Минина и Пожарского «проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в соответствии с документацией, согласованной в установленном порядке, при условии проведения работ по сохранению объекта археологического наследия «Культурный слой Нижнего Новгорода». Кроме того, разрешено также размещение в данной зоне подземных сооружений при наличии инженерно-геологических исследований, подтверждающих отсутствие негативного влияния этих сооружений на окружающую историческую застройку».
Станислав Дмитриевский европейского подхода к историческому наследию в Нижнем Новгороде не нашел
При этом, гласит документ, «запрещается осуществление хозяйственной деятельности, причиняющей вред объектам культурного наследия, перекрытие визуального восприятия объектов культурного наследия, нарушение исторических линий застройки площади Минина и Пожарского и прилегающих к ней улиц Варварской и Ульянова, прокладка инженерных коммуникаций надземным способом и на фасадах зданий».
Настороженное отношение к возможному строительству подземного объекта на площади Минина выразила и дочь знаменитого нижегородского архитектора Святослава Агафонова – Ирина Агафонова, являющаяся официальным экспертом Министерства культуры РФ. Во второй половине 20 века под руководством её отца Нижегородский кремль был капитально отреставрирован. Выдержат ли стены детинца «осаду» строителей, с уверенностью не может сказать ни один специалист.
Прочность кремлевских стен губернатор проверил лично
«Я отношусь к этому проекту неоднозначно. С одной стороны, неплохо освоить подземное пространство в самом центре города. Понятно, что место очень востребовано. Но при нашей культуре проектирования, строительства, градостроительства и административного регулирования подобных вопросов это – очень рискованное предприятие практически во всех своих аспектах, начиная с облика площади Минина и Пожарского, – заявила «Правде ПФО» Ирина Агафонова. – Ведь в подземное пространство надо войти и заехать. Входы – это надземные сооружения. Какими они будут на самом видном месте у кремля – большой вопрос. Он требует тактичности и высокой культуры. Другая причина сомневаться в положительном исходе этой затеи связана с использованием пространства на площади Минина: оно на самом деле очень маленькое. Потому что вся та часть, которая между кремлем и скверами, – это место интенсивной археологии. Под землей на площади Минина находятся остатки подземных сооружений. Это и отводная стрельница у Дмитровской башни, и мостовые бревенчатые, и фундаменты храмов, которые там были. И то, что мы, может быть, даже и не знаем».
Все эти памятники архитектурной археологии, по мнению эксперта Министерства культуры РФ, должны быть сохранены, законсервированы и «музеефицированы» – только этим можно оправдать освоение подземного пространства вблизи кремля.
«Готовы ли инвесторы на такие расходы? Притом, что очевидно, ни территория эта, ни объекты строительства здесь принципиально не должны находиться в частной собственности. Также принципиально здесь не должен находиться торговый центр. Есть и другие факторы, заставляющие хорошенько подумать, прежде чем всерьез рассматривать идею, – отмечает Ирина Агафонова. – Это и устойчивость кремлевских стен и башен, и геология, гидрогеология. Понятно, что все проблемы могут быть решены. Но цена вопроса явно несоизмерима с результатом, площади, которые можно освоить относительно безболезненно, очень невелики. Считаю, что эта задумка несвоевременна, крайне рискованна и на сегодняшний день просто недопустима».
Ирина Агафонова озабочена тем, что инвестора абсолютно не беспокоит
Между тем в самом белом доме на проект по застройке площади Минина смотрят более чем оптимистично, а обозначенные трудности называют «привычным нервным срывом нижегородских градозащитников». «Пока никто ничего не строит. На сегодняшний день лишь приведена в порядок разрешительная документация. С юридической точки зрения там придраться не к чему: противоречий с федеральным законодательством нет, – пояснил «Правде ПФО» информированный источник в правительстве Нижегородской области. – Бояться, что в самом центре города появится еще один долгострой, обнесенный синим забором, не стоит. За проект, вероятно, берутся люди губернатора. Не исключено, что это будет сам Антон Аверин. А он строить умеет, это все знают».
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
Долгострой на главной площади
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Все депутаты - прихвостни
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Я в шоке! Даже не один
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Да уж. Кирдык в Кремле... А
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Ну всё - последня стадия
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Нижний Новгород - ГОРОД СИНИХ
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение