Ломать и строить. Главный принцип Олега Сорокина вот уже три года подряд вызывает черную зависть конкурентов, восторг политических покровителей и бессильное сопротивление градозащитников. Глава Нижнего Новгорода, обладающий недвижимостью в Каннах, безусловно, является ценителем европейских ценностей – в духовном и материальном смысле этого слова. Однако, удивляются эксперты, он так и не смог перенять опыт просвещенной Франции, где ни одному мэру не придет в голову снести особняк 19 века, признанный культурным наследием Пятой республики, и взамен его построить бетонный «муравейник» без парковки.
Да и нет на «диком» западе таких градоначальников, которые назначаются из числа депутатов-девелоперов. В тех же Каннах, говорит депутат Госдумы РФ Дмитрий Гудков, двухступенчатая система прямых выборов. Может быть, поэтому Круазетт так сильно отличается от Нижневолжской набережной. Нижегородцы, отмечают градозащитники, уже привыкли, что практически все проекты по возведению коммерческих объектов, наносящие урон архитектуре и зеленому фонду приволжской столицы, так или иначе связаны с именем главы МСУ. Застройщик квартала в границах улиц Горького-Ильинская-Новая ООО «РегионИнвест-52» – яркий тому пример. Сумма возможных бенефиций от реализации этого проекта превышает 8 миллиардов рублей, что заставляет задуматься о непогрешимости первого лица приволжской столицы.
Прораб Сорокин – преобразователь нижегородского Версаля
«Я по образованию юрист, криминолог. Поэтому могу сказать, что описанный фактор способствует коррупционным преступлениям, – рассуждает градозащитник Алексей Поднебесный. – Даже если человек кристально чистый, при всей презумпции невиновности надо признать – здесь есть большой соблазн. У него есть жена, которая занимается этим бизнесом, вот как ему разорваться – это же нереально».
Между тем, проектом застройки Ильинки предусмотрено четыре очереди строительства жилых домов переменной этажности, где помимо всего прочего разместятся торговые и офисные центры. Предполагается также организовать охраняемую территорию с игровыми и спортивными площадками. Манящий мираж обновленной Ильинской заставил фирму-застройщика приступить к сносу дома №114, являющегося вновь выявленным объектом ОКН, что называется, без суда и следствия.
«Это не просто несправедливо, это просто топорное нарушение законодательства об охране культурного наследия, – говорит юрист Марина Чуфарина. – Есть однозначное понимание того, что это выявленный памятник, он является таковым до того момента, пока правительство не примет решение об отказе включить его в реестр памятников. Поскольку такого решения нет, дом находится под государственной защитой».
Государственная защита не спасла дом от девелоперских аппетитов
Вместе с тем Марина Чуфарина отметила, что представители застройщика во время демонтажа исторического здания бравировали разрешением, которое им якобы выдали в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Однако согласно статье 243 УК РФ, снос объектов ОКН, а также вновь выявленных памятников, не внесенных в реестр, грозит тремя годами лишения свободы.
«Этот дом однозначно нужно было сохранить. С одной стороны, официально памятником он не был, но с другой стороны, два совершенно разных эксперта признали его таковым, – заявила «Правде ПФО» известный нижегородский архитектор-реставратор, аттестованный эксперт Министерства культуры РФ Ирина Агафонова. – Следовало бы повнимательнее относится к подобным экспертизам, прежде чем присылать бульдозер».
Собеседник издания также отметила, что потери объектов культурного наследия можно назвать катастрофичным, так как не все памятники поставлены на государственную охрану. По подсчетам Агафоновой, помимо 500 «заповедных» объектов ОКН, существует по меньшей мере еще 300 домов, которые являются историческим и культурным наследием.
В личном списке Ирины Агафоновой 800 объектов культурного наследия
«Если очень сильно захотеть, можно и в Кремле скоро начать любое строительство. Было бы желание властей и застройщиков, – пояснила Марина Чуфарина. – Наши законодатели уже рассматривают инициативу о передаче полномочий по исключению объектов из реестра ОКН на региональный уровень».
Впрочем, и без новых поправок у Управления государственной охраны объектов культурного наследия есть, где развернуться. Сегодня, 19 февраля, оно распространило заявление о том, что экспертиза кандидата искусствоведческих наук Института памятников (г. Москва) Екатерины Шорбан является недействительной, так как специалист «не имеет аттестации по виду деятельности, являющемуся предметом проведенной государственной историко-культурной экспертизы объектов, обладающих признаками ОКН». В качестве подтверждения своих слов в ведомстве сослались на приказ Министерства культуры РФ.
Более того, УГО ОКН заказало дополнительное исследование, которое провел архитектор из Омска Олег Свиридовский, якобы заявивший о том, что дома на Ильинской, в частности № 114, не могут быть включены в реестр объектов культурного наследия. "Омск здесь" новости Омска .
«Учитывая, что указанные объекты не были отнесены к выявленным объектам культурного наследия, принятия нормативного акта Правительства Нижегородской области об отказе включить в единый государственный реестр выявленных объектов культурного наследия не требуется», – подчеркнули в Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области.
Неофициальный источник в Законодательном собрании Нижегородской области, пожелавший остаться неизвестным, высказал сомнение в том, что официальная экспертиза была проведена задолго до сноса дома № 114, и, возможно, бумага с подписью омского зодчего составлена задним числом, чтобы «утихомирить нижегородскую общественность». В пользу этого аргумента, по мнению собеседника «Правды ПФО», говорит и тот факт, что при принятии решения о сносе данного здания, власти не учли мнения градозащитников, именитых искусствоведов и архитекторов.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
Годы идут а ничего не
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение