Безусловно, старания нынешнего сити-менеджера рассматривать через призму личной выгоды было бы несправедливо. За два последних года ему удалось «причесать» «взлохмаченную» коммунальными беспорядками улицу Рождественскую. Единственное, что смущало горожан, так это авральный темп благоустройства территории. Производимые работы удивляли своей неосновательностью, а подрядчики необязательностью – достаточно свернуть в соседний переулок и убедиться, что торжественный фасад купеческого особняка дисгармонирует с обшарпанными стенами торца.
Но горожане стараются туда не заглядывать, чтобы не портить впечатление от этой рождественской мистерии. Градоначальник – не исключение. В ходе объезда он осмотрел Нижневолжскую набережную, где сейчас полным ходом идёт укладка брусчатки и бортового камня, а также разбиваются газоны, на которых вместо первых цветов еще вчера пестрел первый снег.
Вторая очередь улицы Рождественской, 2 октября 2013 года
«Как мы и обещали нижегородцам, в нашем городе появится обновленная прогулочная зона от Канавинского моста до паромной переправы. Окончание работ по реконструкции Нижневолжской набережной намечено на 15 октября. Большие перемены и на самой Рождественской. Здесь переложены все коммуникации: каналы связи, электрические кабели и системы водоотведения. Здесь, как мы и планировали, будет существенно расширена зеленая зона. На 500 кв. м появятся элементы современного ландшафтного дизайна: клумбы, деревья и кустарники, и малые архитектурные формы в виде барельефов и скульптурных композиций», – в ходе осмотра заявил градоначальник.
Однако на фоне новых планов Олега Кондрашова текущие перемены кажутся куличиком из детской песочницы по сравнению с Собором Парижской Богоматери. Накануне в своём блоге сити-менеджер представил грандиозный проект, который превратит всю прибрежную зону от Канавинского моста и до Казанского съезда в современную пешеходную зону.
«Проект охватывает участок протяженностью до трех километров, площадь проектируемой территории – около 26 гектаров. Главная цель, поставленная перед проектировщиками – создание привлекательной пешеходной зоны для горожан и гостей города. Все машины уйдут вниз: в подземную парковку и транспортный тоннель», – написал в своем виртуальном дневнике градоначальник.
Известно, что вместимость подземной автостоянки 1700 машиномест, а протяженность этого самого тоннеля составит 2 километра. Но и это ещё не всё. На Канавинский мост, который дополнят многоуровневыми подходами, вернется трамвай, да не простой, а скоростной. Он будет выезжать на правый берег Волги по специально построенной эстакаде, выходящей на Дятловы горы. Рельсовый транспорт сделает там всего три остановки, две из которых планируется расположить у новых фуникулеров – их восстановят на Похвалинском и Зеленском съездах. Но и это ещё не все краски светлого будущего.
«На набережной появятся шесть новых причальных мест для водного транспорта с видовыми площадками. Посетителям предложат декоративный экскурсионный электромобиль. Выделяется также дорожка для велосипедистов», – дополнил идеалистическую картину Олег Кондрашов и пригласил нижегородцев к обсуждению проекта. Одним из первых на этот счет высказался Заслуженный архитектор РСФСР, Почетный гражданин Нижнего Новгорода, бывший главный архитектор г. Горький Вадим Воронков, который назвал этот проект непродуманным.
«Дело в том, что в 70-е годы прошлого века подземный тоннель уже проектировали. Тогда выяснилось, что такая магистраль, пусть даже небольшой протяженности, будет плавать в воде. Я здесь не говорю о возможном повышении уровня Чебоксарского водохранилища - тогда вода будет вообще «по самую пробку». Даже во время паводков и меженного стояния грунтовых вод этот тоннель будет затапливаться, минимум – находиться под угрозой затопления. Так что эта идея опасная и инженерно неграмотная», - подчеркнул Вадим Воронков.
Он также отметил, что реализация этого проекта «встанет в копеечку» городской казне. Как отметил консультант департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации Нижнего Новгорода, пожелавшим остаться инкогнито, затраты могут составить около 100 миллиардов рублей.
«Считайте сами: станция метро у нас стоит 13 миллиардов рублей, а здесь тоннель длиной два километра, и ширина приличная, – как-никак, паркинг на 1500 машин должен поместиться. Это уже почти 40 миллиардов. Плюс укрепление волжских склонов, которые «потянут» на 20 миллиардов. Стоимость эстакады и развязок к Канавинскому мосту приблизительно составят ещё 20 миллиардов, берегоукрепление и вынос коммуникаций потребует около 10 миллиардов, ну и прочие «мелочи»: причалы, фуникулеры и восстановление памятников архитектуры «съедят» дополнительно 7-10 миллиардов. Где собирается Кондрашов взять такие деньги? Ведь сумма затрат сопоставима с годовым бюджетом Нижегородской области!», – удивился эксперт.
С мнениями коллег согласна и член общественного движения «СпасГрад», кандидат исторических наук Анна Давыдова. Работая в проектной мастерской, она не раз сталкивалась с подобными проектами, которые кратко можно охарактеризовать как «много шума из ничего».
«Этот проект, даже если очень сильно захотеть, реализовать невозможно. Во-первых, он вступает в противоречие с законодательством по охране объектов культурного наследия. Как, например, можно копать под Блиновским пассажем? Во-вторых, что делать с коллектором, который лежит под Нижневолжской набережной? Это стратегический объект, по которому идут канализационные стоки почти всего города на Артемовские очистные сооружения. В-третьих, какой трамвай на волжских склонах? В советские времена Минфин СССР не потянул этот проект, так как он стоил десятки миллиардов рублей. В этой концепции нет ни грамма технических аргументаций, сплошная маниловщина», – заявила в эксклюзивном интервью «Правде ПФО» Анна Давыдова.
Кстати, все эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, отметили высокую оползневую опасность данного участка. Взять, к примеру, Строгановскую церковь. Мало кто знает, почему она стоит на высоком каменном постаменте. А ведь в 20 годах XIX века она чуть не была разрушена в результате схода земли. Поэтому архитектор Бетанкур разобрал соседнюю церковь и из её кирпича (который был тогда в страшном дефиците) построил стенку-крепиду. Чуть позже от подвижек грунта чуть не упала рядом стоящая колокольня. Её заново отстраивал знаменитый Килевейн. Позже волжские склоны устроили «облаву» на Печерский монастырь, который был разрушен и заново отстроен уже неподалеку от нынешнего Гребного канала. Эксперты удивляются, почему местные власти не знают историю и так легкомысленно строят дорогостоящие и вместе с тем опасные планы?! Профессор Нижегородской архитектурно-строительной академии Татьяна Виноградова призывает городскую власть не рисковать и сосредоточиться на более реальных и безопасных проектах по реконструкции волжского берега.
«Недавно я перелистала каталог «Лучшие набережные мира» и не нашла ничего похожего на то, что хотят сделать в Нижнем Новгороде. Если совершить кругосветное путешествие по самым красивым городам мира, то мы увидим благоустроенную дорогу вдоль водоёма с красивыми лавочками и прочими элементами малой архитектуры. Так выглядит Круазетт в Каннах, подобное можно встретить и в Ницце, гуляя по знаменитой Английской набережной. Природа подарила приволжской столице уникальный природный объект , второго такого не найдешь на планете. И это не только моё мнение, об этом говорят многочисленные зарубежные гости, которые приезжают в наш город. Поэтому я убеждена, что «ковырять» гору, нарушать уникальный ландшафт, портить красивейший пейзаж – это очень большая ошибка. Ведь волжские склоны пронизаны подземными родниками и подвержены оползням. Достаточно вспомнить, как совсем недавно из-за строительства двух зданий обрушилась часть Зеленского съезда. Что будет, если на Дятловых горах построить эстакаду трамвая и многочисленные лестницы, связывающие улицу Рождественскую с набережной Федоровского, – страшно даже представить. Мне гораздо больше импонируют прежние планы городских властей, когда благоустройство прибрежной полосы идёт без серьезного технического внедрения в природу, к которой надо относиться очень бережно. Моя мечта: придать Волжскому откосу статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО», – поделилась в эксклюзивном интервью Татьяна Виноградова.
За комментариями «Правда ПФО» обратилась к разработчику проекта главному архитектору МП «Нижегородграждан НИИпроект» Юрию Карцеву, которого дилетантом в проектировке масштабных сооружений не назовешь. Мы перечислили все замечания экспертов и удивились полученному ответу.
«Представленная концепция – это не прямое указание к действию, здесь нет серьезной инженерной проработки. Мы просто предложили комплекс возможностей, которые бы преобразовали эту зону, сделали её более функциональной и привлекательной для горожан и гостей нашего города. Необязательно реализовать всё сразу, можно взять отдельные идеи и начать работать над их реализацией. Например, построить эстраду на воде для проведения массовых гуляний», - рассказал корреспонденту «Правды ПФО» Юрий Карцев.
Вместе с тем многие наблюдатели считают, что представленный проект – это не более чем «утка» Олега Кондрашова, который хочет отвлечь внимание горожан от настоящих проблем Нижнего Новгорода. Ведь у приволжской столицы бюджет на 2014 год ожидается крайне скудным, его уже называют худшим за последние 10 лет. О каких 100 миллиардах можно говорить, если городская администрация не может отремонтировать хотя бы главные магистрали, а вагоны метро покупает в лизинг под гигантские проценты, – вопрос пока риторический.
«Правда ПФО» будет следить за развитием событий.
Мнения
Неужели администрация Нижнего
Опубликовано пользователем Понамарев Николай (не проверено)
Добавить мнение