В течение последних двух лет Чувашия демонстрировала почти двузначные темпы промышленного роста. Естественно, региональные власти не могли не поставить себе это в заслугу. При этом очевидный факт, что рост этот был обусловлен эффектом низкой базы и ростом производства всего на 5-6 крупнейших республиканских предприятиях («Промтрактор-Вагон», «АБС ЗЭиМ автоматизация», «ВНИИР», «Экра» и другие), широкой огласке не предавался. Между тем, если взять данные Федеральной службы государственной статистики не за два предыдущих года, а хотя бы за три, то картина перестанет быть радужной. Чувашия по темпам экономического роста отстает даже от соседей: за три года ВРП Марий Эл увеличился на 10%, Мордовии – на 7%, а в Чувашии – сократился на 4%. Иначе говоря, экономика Чувашии в 2010-2012 годах быстро росла именно потому, что в 2009 году серьезно упала: напомним, тогда сорокапроцентное падение промышленного производства в республике поставило Чувашию в печальный список из трех наиболее пострадавших от кризиса регионов России.
Таким образом, к середине 2012 года Чувашия лишь более-менее восстановила свои докризисные позиции по промышленному производству. Сами флагманы чувашской промышленности также осторожно оценивают успехи прошлых лет. «Начало 2012 года было ознаменовано резким увеличением темпов роста производства, а на сегодняшний день мы просто вернулись на докризисный уровень», — отметила на коллегии минэкономразвития исполнительный директор ОАО «АБС ЗЭиМ Автоматизация» Валентина Никитина. А спад производства на самом деле начался еще в IV квартале прошлого года – но тогда он лишь слегка подпортил годовую статистику. Итоги первого квартала 2013 года крыть уже нечем – остается признать: в Чувашии началась полномасштабная рецессия.
Особенную опасность представляет тот факт, что спад 2013 года имеет два важных отличия от спада 2009 года. Во-первых, теперь это внутреннее дело республики. В мире не бушует кризис, экономика России продолжает демонстрировать хорошие темпы роста. Падает только Чувашия, и в Москве это скоро заметят. Во-вторых, с 2009 года серьезно изменилась структура регионального бюджета. Все это время при почти не растущей экономике региона в Чувашии регулярно повышались зарплаты работникам бюджетной сферы.
Эта тенденция является общероссийской. Согласно докладу Независимого института социальной политики, с 2008 по 2012 год расходы регионов на образование и социальную политику выросли на 58-67 процентов, на здравоохранение — почти вдвое. Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич в интервью изданию «Огонек» отмечает: «Доля социальных расходов во всех бюджетных тратах субъектов РФ в среднем превысила 62 процента. Это значит, что каждые два рубля из трех в регионах тратятся на социалку. При этом у 12 регионов на социальные цели уходит 70 процентов бюджета и более! … Многие регионы России уже не просто бьются в потолок социальных трат, а проломили его головой и стремятся в стратосферу»
В числе этих 12 субъектов РФ, согласно исследованию Института, находится и Чувашия: в республиканском бюджете доля социальных расходов составляет 71%. На просьбу прокомментировать социальные риски, возникающие в связи с этой цифрой, пресс-служба Минэкономразвития Чувашии ответила «Правде ПФО» предложением уточнить цифры в Минфине республики. Между тем жители республики давно все поняли и массово уходят из частных предприятий, где зарплата не растет, в госструктуры, где она за кризисные годы выросла едва ли не вдвое.
Именно госструктуры, а также организации бюджетной сферы (школы, больницы, культурные центры), являются главными факторам риска для бюджета Чувашии. По информации источника «Правды ПФО» в системе республиканского здравоохранения, большая часть роста бюджетных ассигнований 2013 года в эту отрасль – это повышение зарплат, а не развитие инфраструктуры, как было в 2010-2011 годах. Если бы промышленный спад в республике начался в те годы – школы и больницы недосчитались бы компьютеров и томографов. Сейчас работники этих сфер рискуют остаться без зарплат. А учитывая роль работников бюджетной сферы в электоральных процессах 2011-2012 годов, эксперты предполагают, что оставшись без поддержки бюджетников, региональные власти Чувашии рискуют проиграть выборы 2015 года. Если, конечно, федеральное правительство не вмешается раньше и не сменит электорально слабую кандидатуру на кого-нибудь менее безнадежного.
В противном случае Чувашию могут захлестнуть массовые протесты. В декабре 2012 года всего пара сотен протестующих против введения универсальной электронной карты православных пенсионеров перекрыли центральную улицу столицы Чувашии, поставив под сомнение квалификацию республиканских органов правопорядка. В МВД должны были провести работу над ошибками. «В случае возникновения протестных выступлений МВД по Чувашской республике будет реагировать на ситуацию адекватно и оперативно, руководствуясь действующим законодательством», — заявил «Правде ПФО» руководитель пресс-службы МВД по Чувашии Дмитрий Иванов. Эксперты предсказывают, что при более серьезных протестных выступлениях квалификация МВД может пригодиться властям, чтобы вовсе не потерять контроль над ситуацией в республике.