То, что в 2007 году было новостным «мейнстримом» и «трендом», сегодня воспринимается как анекдот. Шесть лет тому назад во время визита делегации нижегородских чиновников и бизнесменов в Японию тогдашний представитель региона в СовФеде Александр Подлесов доверительно сообщал журналистам, что у него и губернатора состоялось рандеву с бывшим премьер-министром Японии Иосиро Мори. В результате японский экс-премьер пообещал пролоббировать проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Нижний – Москва», замолвив словечко своему другу Владимиру Путину.
Японский лоббизм, похоже, страшная штука, но действует с задержкой. Только в мае 2013-го на эпохальном совещании в Сочи Путин вдруг дает «добро» проекту ВСМ, правда, оставляя открытым ответ на главные вопросы: сколько это будет стоить и где взять деньги? Определенность появилась только в октябре, когда во время своего визита в Индонезию отметивший день рождения на Бали президент РФ официально подтвердил, что ради ВСМ будут распечатаны Резервные фонды правительства России.
Александр Мишарин (слева) и Владимир Якунин (в центре) на заседании в Госдуме назвали ВСМ одним из главных источников роста ВВП страны
В тематических комментариях губернатора Шанцева, которыми запестрила региональная пресса, кроме спорного утверждения, что Нижний Новгород станет первым городом страны, откуда можно будет со скоростью самолета добираться как на запад, так и на восток, приводятся конкретные цифры, озвученные ранее главой РЖД. Стоимость строительства ВСМ «Москва – Казань» – 928 миллиардов рублей, из них федерация готова выделить 650 миллиардов (70%). Остальные 30% должны составить инвестиции частного бизнеса, роль которого в России играют полугосударственные Сбербанк и ВТБ.
Руководитель Сбербанка Герман Греф, недавно обнаруживший в Нижнем, что руководимый им банк стал резидентом IT-парка «Анкудиновка», еще на знаковом совещании у президента в Сочи, после доклада Якунина, обращал внимание на несоответствие цифр бумажной презентации проекта с тем, что было доложено президенту РФ. Сбербанк имеет опыт финансирования строительства автодороги «Москва – Санкт-Петербург» и явно не намерен дважды наступать на одни и те же грабли.
Шанцев и Греф: - Ты меня уважаешь? - Уважаю, но денег не дам...
Эксперты строительной отрасли говорят о том, что опыта строительства объектов, подобных ВСМ, в стране не существует. Как нет и нормативной базы. К примеру, по нормативам скоростным движением на РЖД до сих пор считается движение свыше 141 км/час, высокоскоростным – свыше 200 км/час. Но чтобы доезжать из Москвы до Нижнего Новгорода за 1,5 часа, а до Казани за 3,5 часа, требуется скорость в 400 км/час. До того, как будут проведены проектные работы и государственная экспертиза, любая цифра – это попадание пальцем в небо, то есть корректно рассчитать стоимость проекта невозможно. Тем не менее, губернатор Шанцев энергично повторяет цифровые выкладки главы РЖД Якунина, предлагавшего еще в 2007 году платить по 100 миллионов евро за каждый километр японской дороги «Москва – Нижний Новгород», а теперь уверяющего, что ВСМ «Москва – Казань» принесет прибыль в 5,3 триллиона рублей.
«От эксплуатации магистралей невозможно получить 5 триллионов прибыли, – утверждает эксперт «ВТБ капитал» Елена Сахнова. – Конечно, высокоскоростные магистрали будут приносить деньги, но проект никогда себя не окупит. Возможно, речь идет о мультипликативном эффекте – если подсчитать эффект от туризма, от деловых поездок, от экономии времени и, соответственно, увеличения производительности труда».
Именно на мультипликативный эффект и уповают железнодорожники в ожидании пролития на отрасль золотого бюджетного дождя. Заместитель главы ОАО «РЖД» Александр Мишарин в июне на парламентских слушаниях в Госдуме утверждал, что в прилегающих к ВСМ регионах уровень зарплат возрастет на 30-50% и что сокращение времени в пути на 1% увеличивает ВРП регионов на четверть процента.
Нижегородские дачники не готовы отказаться от своих грядок, а от ВСМ - запросто
Однако что конкретно, кроме обещаний, получат нижегородцы, помимо того, что по их грядкам скоро будут пролетать поезда ВСМ, пока не понятно. На днях в блоге губернатора появилось любопытное сообщение о строительстве в рамках проекта ВСМ второго железнодорожного вокзала в Нижнем Новгороде – в районе аэропорта «Стригино». Обосновывалось это, разумеется, заботой о жителях Автозаводского района, Дзержинска и прилегающих районов области, которым больше не придется ехать через весь Нижний на Московский вокзал. Можно спорить с тем, что у селянина со средней зарплатой в 12 тысяч рублей вызовет дикий восторг перспектива прокатиться с ветерком до Москвы, купив «дешевый» – как называют его ж/д боссы и губернатор – билет за 2,5-4,5 тысячи рублей. Однако очевидно, что от расположения нового вокзала в «Стригино» выиграют, прежде всего, пассажиры московских авиарейсов. Сегодня, в случае нелетной погоды в столице, они вынуждены сутками сидеть в аэропорту Нижнего (является запасным аэропортом московского авиаузла) и платить бешеные бабки таксистам, готовым любезно прокатить их до МКАД.
Кстати, в 2007 году губернатор ни секунды не скрывал, что проект ж/д магистрали до Москвы заточен под нужды москвичей. И сегодня Валерий Шанцев неустанно повторяет в интервью, что высокоскоростная магистраль поможет «перетащить часть деловой активности Москвы в Нижний». Первые шаги на этом пути позволил сделать «Сапсан», развивающий 160 км/час. После его появления желающие сэкономить на московских ценах на аренду помещений бизнесмены действительно стали приезжать на переговоры и семинары в Нижний Новгород, где можно обойтись сущими копейками.
Наконец-то и нижегородцы смогут сказать москвичам: понаехали тут...
Источник «Правды ПФО» в правительстве Нижегородской области предложил еще одну версию причины странной «железнодорожной» PR-активности губернатора Шанцева. По словам источника, в региональном правительстве рассматривают ВСМ как реальную альтернативу межрегиональным авиаперевозкам, тем более что Москва и Казань являются самыми востребованными направлениями, да и финансировать самим ничего не придется. Сегодня область вынуждена отвлекать бюджетные средства на программу развития авиаперевозок в Приволжском федеральном округе, инициированную полпредом Бабичем. На 50%-ю компенсацию стоимости авиабилетов в 2013 году область резервировала 47 миллионов рублей, однако в следующем году сумма возрастет в несколько раз, поскольку Бабич придумал субсидировать не каждого пассажира, а каждый рейс, то есть самолет полетит, даже если будет куплен всего один билет. Программа не приносит никаких имиджевых дивидендов губернатору. Отсюда и его ставка на железную дорогу.
«Правда ПФО» будет следить за развитием ситуации.
Мнения
В принципе было понятно,
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Бабич и этот сайт что ли
Опубликовано пользователем Гость (не проверено)
Добавить мнение